ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Афиша выставки

«Павел Массальский»

«Сестры Жерар»,
в роли Роже,
1927 год

«Павел Массальский»

«Пиквикский клуб»,
в роли Джингля,
1934 год

«Павел Массальский»

«Горе от ума»,
в роли Молчалина,
1934 год

«Павел Массальский»

«Анна Каренина»,
в роли Алексея Вронского,
1938 год

«Павел Массальский»

«Школа злословия»,
в роли Чарльза,
1940 год

«Павел Массальский»

«Последние дни»
(«Пушкин»),
в роли Дантеса,
1943 год

«Павел Массальский»

«Идеальный муж»,
в роли Лорда Горинга,
1945 год

«Павел Массальский»

Актеры МХАТ
В.О. Топорков,
В.А. Орлов,
А.К. Тарасова,
В.Л. Ершов,
А.М. Комолова,
П.В. Массальский
перед входом в театр,
октябрь 1948г.

«Павел Массальский»

«Павел Массальский»

К 115-летию со дня рождения  Народного артиста СССР Павла Владимировича Массальского

(22 августа (4 сентября) 1904 – 15 декабря 1979).

 

                                                                           «Я люблю Художественный Театр, люблю страстно, самозабвенно…»

                                                                                                                                     (Павел Массальский. Документы, Статьи,

                                                                                                                                    Воспоминания. Москва. ВТО. 1985)   

 

     Павел Владимирович Массальский родился 22 августа (4 сентября по  новому стилю) 1904 года в селе Липяги б. Скопинского уезда Рязанской губернии в обедневшей дворянской семье Владимира Ивановича Массальского, по роду деятельности юриста. В юности Массальский учился в мужской гимназии В.С. Нечаева у Никитских ворот. «Подростками мы учились с ним совсем рядом, виделись случайно, но каждая встреча запоминалась… Я училась в женской гимназии М. Г. Брюхоненко в Столовом переулке, у Никитских ворот. Поблизости находились реальное училище Мазинга и мужская гимназия В.С. Нечаева», – писала дочь легендарного театрального композитора МХТ Ильи Александровича Саца, театральный режиссер, режиссер оперы, драматург, педагог по вокалу Наталия Ильинична Сац.

     Первые театральные впечатления Павла - спектакль «Евгений Онегин» П.И. Чайковского в частном театре оперы С.И. Зимина. Воздействие было воистину ошеломляющим! Ощущение праздника, волшебства он запомнил на всю жизнь. Именно здесь, в этом театре, зимой 1916 года, Павел Массальский впервые услышал и полюбил Ф.И. Шаляпина, который исполнял роль Мефистофеля в опере Шарля Гуно «Фауст». Кстати, роль Мефистофеля была одной из первых, которыми Ф.И. Шаляпин покорил Московскую публику.

     Одно из значимых театральных впечатление юного Массальского – Художественный театр: «…когда еще мальчишкой вместе со своими друзьями, получив от директора гимназии контрамарку, каким-то образом им добытую, пробирался на галерку и оттуда, затаив дыхание, следил за всем, что происходит на сцене. Эти первые встречи с театром для меня были волнующими, священными, прекрасными…»

     В 1918 году, когда слились мужские и женские гимназии П.В. Массальскому посчастливилось  познакомиться и подружиться с Татьяной  Шаляпиной, а через нее – с братьями Федором и Борисом и самим певцом Федором Шаляпиным. Общение с ним укрепило желание Массальского стать актером. Павел Массальский посещает Шаляпинскую студию, где учились старшие дочери Ф.И. Шаляпина - Ирина и Лидия, сам же он «просто смотрел из зала влюбленными глазами на то, как занимались другие».

     Заниматься театром и играть на сцене Массальский стал в театральном кружке в новой школе. В ней преподавал А.М. Лобанов, актер Второй студии Художественного Театра, ученик артистов МХАТ В.В. Лужского, В.Л. Мчеделова, Е.С. Телешевой и Е.П. Муратовой. Он учил школьников по «системе» Станиславского.

     Окрыленный успехом Массальский вместе со своим другом, тоже «кружковцем», Н.П. Лариным, после окончания школы создали свой театральный коллектив - «Наша студия». Сами нашли помещение во дворе дома №5 на старом Арбате, сами собрали человек пятнадцать, таких же как они выпускников, и пригласили любимого педагога А.М. Лобанова руководить студией. Студия просуществовала недолго. Когда Ю.А. Завадский, друг А.М. Лобанова, посмотрев весь репертуар, пригласил в свою студию пять человек, (в том числе и Павла Массальского) она распалась (1924 год).

     Во МХАТ к К.С. Станиславскому Массальского порекомендовал Завадский, пока, правда, на должность «разового сотрудника» (с 4 сентября 1925 года), чтобы уже позже, сформировавшимся актером он мог выйти на сцену легендарного театра.

     Массальский принадлежал к тем актерам, которые были «выращены» внутри Художественного театра. Его любимым наставником, как и многих молодых актеров был Василий Васильевич Лужский.

     Массальский пришел в Художественный театр в острый переломный момент, когда молодых актеров активно вводили в старые спектакли, шел процесс смены поколений.

      Первые небольшие роли Массальского в спектаклях МХАТ (вводы) требовали к себе самого серьёзного отношения: Призрак в «Синей птице», Рында в «Царе Федоре Иоанновиче». Были роли, в которых он и вовсе не показывался из-за кулис, как, например, в сцене пира у Шуйских во втором действии спектакля «Царь Федор Иоаннович» у Массальского была роль одного из гостей. Но руководивший вводом молодежи К.С. Станиславский решил, что «таких худых бояр не бывает!», не выпустил на сцену, и предложил новую задачу - вести за сценой разговор, имеющий прямое отношение к действию спектакля.

     В 1927 году ему поручили две новые роли: одну - главную - роль Роже де Линьера в мелодраме «Сестры Жерар», вторую - эпизодическую - американского солдата в «Бронепоезде 14,69».

     На репетицию пьесы «Сестры Жерар» пришел Константин Сергеевич Станиславский и стал объяснять молодежи основы искусства Художественного театра: «действовать от имени того лица, которое должен воплотить, уметь передать «жизнь человеческого духа» в простой, но выразительной и яркой сценической форме. Молодые исполнители постигали законы сценического слова, ритма, общения с партнером, воспитывали в себе чувство стиля. Эти репетиции фактически были уроками актерского мастерства».

     Массальскому, как актеру, повезло с внешними данными. Его выигрышную внешность отмечал и К.С. Станиславский: «Наружность у него прекрасная». Красавец-актер обладал и удивительно красивым голосом. До Массальского на сцене Художественного театра первым знаменитым по тембру голосом был голос Василия Ивановича Качалова. Еще дореволюционная критика утверждала, что лучший в России мужской голос принадлежал не Шаляпину, не Собинову, а Качалову. Однажды Вл.И. Немирович-Данченко на репетиции «Горя от ума» в1938 году, слушая из зала диалог Чацкого с Молчалиным, который вели Качалов с Массальским сказал: «У кого из вас голос лучше уж и не знаю». Так в Художественном театре зазвучал дуэт лучших мужских голосов, уникальных баритонов В.И. Качалова и П.В. Массальского.

     Но истинная красота Массальского была в гармонии его внешних и внутренних качеств.

     30-е годы - самый благотворный период в творческой биографии Массальского. Свое место в ансамбле второго поколения и настоящая известность пришли к П.В. Массальскому в 1934 году после премьеры «Пиквикского клуба», в котором он блистательно сыграл Джингля, создав характер пройдохи, показав свою склонность к острой характерности, одобренную Вл.И. Немировичем-Данченко. В новом спектакле, «Любови Яровой»,который он ставит вместе с И. Я. Судаковым, Массальский получает второстепенную, но крайне важную для него роль Елисатова.

     В конце 30-х - начале 40-х годов Театр продолжает вводить в спектакли текущего репертуара МХАТ молодых актеров. Массальский, как один из основных молодых актеров на роли главных героев в труппе МХАТ, получает роли: Б.Н. Ливанова - графа Альмавивы («Безумный день, или Женитьба Фигаро» Ж.Б. П. Мольера), М.И. Прудкина – прокурора Бреве («Воскресение» Л.Н. Толстого) и Алексея Вронского («Анна Каренина» Л.Н. Толстого), М. Н. Кедрова - Манилова («Мертвые души» Н.В. Гоголя), В.И. Качалова - Барона («На дне» М. Горького), Н.П. Хмелева - Тузенбаха («Три сестры» А.П. Чехова).

Он должен был сыграть не только также достойно, как и его предшественники, но и проявить свою актерскую индивидуальность.

     В декабре 1940 года МХАТ показал премьеру «Школа злословия» Шеридана -  спектакль-эксперимент, в котором «все сливалось в гармонию изящества, искрящегося веселья, комедийного блеска». Роль Чарльза - «...Это сама юность, сама беззаботность» -  как писал известный критик Ю. Юзовский о значительной победе актера.

     Совершенно неожиданно раскрылся актерский талант П.В. Массальского в роли  скромного журналиста Панина в пьесе К. М. Симонова «Русские люди» (1943). «Что-то сугубо интеллигентское, незащищенное было в этом худеньком бледном очкарике, в том, как он молчал и как слушал, что-то хрупкое, задумчивое и как будто отъединенное от окружающих. В этой его сосредоточенной на чем-то своем немногословности таилось до времени, а потом обнаруживалось самое настоящее фронтовое мужество».

В.Я. Виленкин, театровед, историк театра

     Центральную роль - Гарри Смита - американского журналиста в спектакле «Русский вопрос» К.М. Симонова, П. В. Массальский сыграл во время холодной войны. Здесь Массальский проявил  способность к открыто публицистическому решению образа.

     Но были и особенно близки были Массальскому роли, «требующие прежде всего комедийного мастерства, ярких сценических красок», поэтому особой дорогой для него ролью была работа в комедии Оскара Уайльда «Идеальный муж» - роль Лорда Горинга.

 

     Как вспоминал Н.П. Алексеев (ученик П.В. Массальского):«Павел Владимирович был актером, владевшим главным мхатовским секретом- искусством перевоплощения. Помню его лорда Горинга в «Идеальном муже». …Его Горинг острил и сам получал удовольствие от побед в этих турнирах остроумия, но сквозь маску безукоризненной светскости смотрели умные, все понимающие глаза, полные горечи, сарказма или презрения к человеческой подлости и ничтожеству». В спектакле «Идеальный муж» Массальский играл до конца своей жизни, исполнив 3 роли.

     После роли Николая Шаблова в спектакле «Поздняя любовь» А. Н. Островского в 1949 году новый большой успех ожидал Массальского в комедийной роли «великовозрастного балбеса, бездельника, маменькиного сынка Василия Леонидовича, сына Звездинцевых – Вово в спектакле «Плоды просвещения», ярко поставленный М.Н. Кедровым в 1951 году.

     С драматургией А.П. Чехова – основной и важной для Художественного театра Н.П. Массальский встречается впервые в 1941 году (роль Тузенбаха «Три сестры» А.П. Чехова) и вновь - в 1958 году, сразу сыграв две роли: Вершинина в «Трех сестрах» и Гаева в «Вишневом саде».

     Через два года П.В. Массальский играет Тригорина в «Чайке» (1960), а через 17 лет Шипучина в «Юбилее», который «буквально ошеломлял органичностью всего своего существа и таким редким артистизмом, какому могут только позавидовать молодые актеры».

     Одной из партнерш П.В. Массальского была А.К. Тарасова. В спектакле «Без вины виноватые» А.Н. Островского (постановка 1963 года, режиссер  В.А. Орлов) и поставленном для А. К. Тарасовой, давно мечтавшей о роли Кручининой, Массальский играл роль Мурова.

     В постановках 60 - 70-х годов после роли Захара Бардина в возобновленном классическом спектакле МХАТ Вл.И. Немировича-Данченко и М.Н. Кедрова «Враги» (1968), Массальский играет роли преимущественно отрицательные: Альберт Шпеер, фашистский преступник, в пьесе «Потусторонние встречи» Л. В. Гинзбурга (1971, режиссер В. К. Монюков) и Босс Финли в пьесе «Сладкоголосая птица юности» Т. Уильямса (1975, режиссер В. Н. Шиловский, руководитель постановки О. Н. Ефремов).

С приходом во МХАТ нового главного режиссера О.Н. Ефремова (1971) Массальский играет в ролях: Николай I в возобновленном спектакле «Последние дни» («Пушкин») М.А. Булгакова (1974), Иван Иваныч Городулин в пьесе «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского (1973), Роль инспектора Мича (ввод) в «Соло для часов с боем»  О. Заградника (1976), роль Губернатора  (ввод) в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя (1978).

    

     Умер Павел Владимирович 15 декабря 1979 года. Он проработал в Художественном театре 54 года.

     «Я постараюсь быть таким же благородным, каким были вы…», - сказал прощаясь О.Н. Ефремов.

 

 

     С 1947 года Павел Владимирович Массальский вёл педагогическую работу в Школе-студии МХАТ им. Вл.И. Немировича-Данченко,  с 1961 года – профессор, в 1970 году стал заведовать кафедрой мастерства актёра.

П.В. Массальский выпустил свой первый курс в 1956 году. Его легендарные ученики: Олег Басилашвили, Татьяна Доронина, Михаил Козаков, Виктор Сергачёв, Евгений Евстигнеев, Ю.А. Горохов, С.А. Зайкова, Р.В. Максимова, Н.А. Максимова. Всего Павел Владимирович выпустил - 6 курсов.

 

     Олег Табаков вспоминает о П.В. Массальском: «…А вели курс Павел Владимирович Массальский и Сергей Капитонович Блинников. Для тех студентов, как и для нас спустя годы, школой была ведь не только сама Школа, но именно Художественный театр. У каждого свои кумиры, учителя на нас влияли сильнейшим образом. На меня – Топорков, на Дмитриева (Игорь Борисович Дмитриев, народный артист РФ, актер театра и кино), вероятно, - красавец Массальский.

     Ученик П.В. Массальского А.Н. Леонтьев вспоминает: «Актёр с прекрасными внешними данными, врождённым обаянием и артистизмом, нотками барской вальяжности, Массальский стремился к характерности создаваемых им на сцене образов. С успехом он исполнял роли в произведениях классических и современных драматургов».

 

     В основном широкий зритель знал П.В. Массальского по фильмам с его участием, в кино им было сыграно около 30 ролей, среди которых: Франц фон Кнейшиц «Цирк». (1936), Польский король Сигизмунд «Иван Грозный». (1944), Петя Миловзоров «Без вины виноватые». (1945), Чарльз Сэрфес «Школа злословия» (Телеспектакль (1952), Барон «На дне». (1952), Алексей Кириллович Вронский «Анна Каренина». (1953), Председатель суда «Воскресение». (1960), Лионель Грей «Алые паруса». (1961), Председатель приемной комиссии в ЛГИТМиК «Старшая сестра». (1966), Захар Бардин «Враги». (1972), Роберт Дадли, граф Лестер «Мария Стюарт». (1976), Городулин «На всякого мудреца довольно простоты» (1976).

 

Выставка открыта для посещения в часы работы Музея МХАТ и дни показа спектаклей на Малой сцене театра.

 

Напишите нам

Нажимая кнопку «Отправить», я подтверждаю свое
согласие на обработку моих персональных данных.

Записаться

либо Вы можете записаться по телефонам
+7(495)629-83-29,
+7(903)526-51-07

Нажимая кнопку «Отправить», я подтверждаю свое
согласие на обработку моих персональных данных.

Записаться

либо Вы можете записаться по телефонам
+7(495)629-83-29,
+7(903)526-51-07

Нажимая кнопку «Отправить», я подтверждаю свое
согласие на обработку моих персональных данных.

Записаться

либо Вы можете записаться по телефонам
+7(495)629-83-29,
+7(903)526-51-07

Нажимая кнопку «Отправить», я подтверждаю свое
согласие на обработку моих персональных данных.