Warning: session_start(): Session callback expects true/false return value in /home/h903123567/museummhat.ru/docs/core/model/modx/modx.class.php on line 2357
Мольер в Художественном театре / Музей МХАТ
КУПИТЬ БИЛЕТ ПО ПУШКИНСКОЙ КАРТЕ МОЖНО ТОЛЬКО ОНЛАЙН
Купить билет

            На выставкет представлены пять постановок Художественного театра. При этом три из них -  по пьесам Жана-Батиста Мольера, а две постановки посвящены драматургу.

            Выбор этот не случаен. Именно эти спектакли наиболее характерно подчеркивают особый подход Художественного театра к театральному искусству, и, одновременно, погружают во внутренний мир Мольера.

            Спектакли “Мнимый больной” (1913 г.), “Мольер” (первоначальное название “Кабала святош”) (1936 г.), “Тартюф” (1939), “Тартюф” (1981 г.),  “Кабала святош” (1988 г.)  показались авторам выставки наиболее значимыми и яркими по своей судьбе в истории Художественного театра первых ста лет его существования.

На выставке представлены фотографии из спектаклей, эскизы костюмов и декораций, а также костюмы из “Тартюфа” в постановке А. Эфроса (1981 г.) и из “Кабалы святош” в постановке А. Шапиро (1988 г.)

            Первой пьесой Мольера, поставленной в Художественном театре, был «Мнимый больной». По жанру это – комедия-балет, а по настроению – комедия-эпилог, полная горечи, разочарования, тоски и предчувствия неизлечимой болезни. Предчувствие не обмануло Мольера - он умер сразу же после четвёртого представления спектакля, где исполнял главную роль - роль Аргана.

            В Художественном театре эта пьеса была представлена К.С. Станиславским так, будто она принадлежала к числу ранних, беззаботных, полных юношеского смеха и огня лет. Между тем спектакль не был так прост, так как в нём шла речь о сценическом гротеске. Станиславский искал «пережитой, сочный гротеск», то есть гротеск психологического театра, внутренне оправданный и достоверный. В этом спектакле комедийная палитра Станиславского многоцветна, в духе живописных исканий Александра Бенуа, а его психологическая интуиция даже опережает своё время.

            Пьеса «Тартюф» ставилась в МХТ трижды. Впервые К.С. Станиславский задумался над постановкой «Тартюфа» в начале сезона 1912/1913, однако вскоре эту идею оставили. И только в начале 30-х годов он вновь возвращается к “Тартюфу” в связи с работой над пьесой М.А. Булгакова «Мольер» (первоначальное название «Кабала святош»).  К.С. Станиславскому казалось выигрышным присутствие в репертуаре обеих пьес, потому что это давало возможность «показать публике, с одной стороны, жизнь Мольера, а с другой – каким автором был Мольер и что такое тот «Тартюф», вокруг запрещения которого /…/ разыгрывается ряд сцен в «Мольере».

Работа над спектаклем началась в сентябре 1936 года, однако премьера «Тартюфа» состоялась уже после смерти режиссера.

            Спектакль «Тартюф» А.В. Эфроса был весёлым и роскошно костюмированным. Критиков эта жизнерадостность озадачивала, «Тартюф»показался им легкомысленным и избыточно бойким. Как бы там не было, публика встретила спектакль восторженно.

            А.В. Эфрос считал Мольера «страдальцем, «а что он пишет весело, то пусть себе пишет, как хочет». Но всё это «страдальчество» выветрилось во время репетиций. Режиссёр восхищался талантом, находчивостью и трудолюбием мхатовских артистов – С. Любшина, А. Калягина, А. Вертинской, Ю. Богатырева, А. Степановой. Общий дух лёгкости из атмосферы репетиций перенёсся в сюжет игры. Он заставил режиссера забыть про «Мольера-страдальца» и развеселиться  наперекор замыслу.

       Первую постановку пьесы М.А. Булгакова «Мольер» (первоначальное название “Кабала святош”) постигла неудача. Сразу после премьеры в 1936 году в газете «Правда» вышла статья «Внешний блеск и фальшивое содержание».

       После полувека пьеса Булгакова вновь вернулась на мхатовскую сцену.  В спектакле 1988 года, получившем первоначальное название «Кабала святош», многие важнейшие темы пьесы были микшированы. Тема художника и власти в этом спектакле звучала скорее как тема тесноты и спертости театрального быта, в котором приходится проживать жизнь.

       Полвека спорят, написал ли М.А. Булгаков Мольера гениальным писателем. О.Н. Ефремов, не входя в эти споры, свидетельствовал, что Мольер – превосходный актер.

Спектакль шел на сцене Художественного театра более десяти лет и каждый раз с грандиозным успехом.

 

КУРАТОР ВЫСТАВКИ

Марфа Николаевна Бубнова