ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Афиша выставки

Выставка «Наталья Тенякова»

«Кабала святош»,
в роли Мадлены Бежар,
1988 год

Выставка «Наталья Тенякова»

«Трагики и комедианты»,
в роли Ирины,
1991 год

Выставка «Наталья Тенякова»

«После репетиции»,
в роли Ракели,
1996 год

Выставка «Наталья Тенякова»

«Женитьба»,
в роли Феклы Ивановны ,
1997 год

Выставка «Наталья Тенякова»

«Рождественские грезы»,
в роли Татьяны,
1998 год

Выставка «Наталья Тенякова»

«Дыхание жизни»,
в роли Фрэнсис Бил,
2009 год

Выставка «Наталья Тенякова»

Из спектакля
«Вне системы»,
2013 год

Выставка «Наталья Тенякова»

Из спектакля «Юбилей ювелира»,
2015 год

Выставка «Наталья Тенякова»

Выставка «Наталья Тенякова»

Музей МХАТ подготовил выставку к юбилею актрисы Художественного театра,

народной актрисы РФ Натальи Максимовны Теняковой

 

                                                                  «Каждый пишет, как он слышит,

                                                                  Каждый слышит, как он дышит,

                                                                  Как он дышит, так и пишет,

                                                                  Не стараясь угодить…

                                                                  Так природа захотела,

                                                                  Почему – не наше дело,

                                                                  Для чего – не нам судить…»

                                                                                                     Б. Окуджава

 

     Эти строки поэта Булата Шалвовича Окуджавы подходят и для определения творчества актрисы Натальи Теняковой. Она играет так, как слышит и дышит – естественно, необычайно правдиво, по жизни точно и верно. Так, как учили мастера – великие учителя.

     Наталья Тенякова, в будущем актриса МХТ им. А.П. Чехова, родилась в блокадном Ленинграде и училась в театральном институте (ЛГИТМиК) на факультете драматического искусства актерского отделения, класса и.о. доцента Д.И. Карасика и профессора Бориса Вольфовича Зона – одного из последователей учения Станиславского.

     Из дневника однокурсника Н.М. Теняковой Леонида Мозгового от 19 мая 1962 года: «Показали отрывки из «Мертвых душ» Н.В. Гоголя с Теняковой и Михалычевой», а также – «Исанку» с Теняковой и Секириным. После просмотра отрывков Б.В. Зон - ученикам: «Я думаю, что летняя работа над Станиславским поставит на свои места всё, в чем пока Вы ещё до конца не разобрались. Однако знайте, что книга, над которой Вам придётся трудиться, - это не «Моя жизнь в искусстве», в конце концов, не мемуары гениального художника, а Учебник в лучшем смысле этого слова, то есть не элементарный свод правил, но ЗАКОНЫ, в нас заложенные. Их надо проверить на своем личном опыте. Весь опыт ПЕРВОГО КУРСА Вы теперь при желании можете поставить себе на службу! 1962г. 18 июня. Б.В.». И Тенякова «на своем личном опыте», и проверяла – сначала  в дипломных спектаклях: «Глубокая разведка» Крона, «Машенька» А. Афиногенова, «Сон в летнюю ночь» В.Шекспира (1965), а потом, после окончания института, в тех театрах, где она работала.

     Сразу после окончания института (1965) ее оставили в Ленинградском государственном театре имени Ленинского комсомола, где она сыграла роли: Полли Пичем в спектакле «Трехгрошовая опера» Б. Брехта (режиссер М. Гершт); Оль-Оль в спектакле «Дни нашей жизни» Л. Андреева (режиссер М. Гершт). 

     Георгий Александрович Товстоногов  увидев талантливую игру самобытной актрисы, пригласил Наталью Тенякову  к себе в БДТ (1967). «Она вспыхнула на сцене знаменитого БДТ без предисловий!» - писал о ней восторженный критик Виталий Вульф. «Так вышло, что я смотрел два спектакля с Наташей Теняковой – «Дачников» и «Три мешка сорной пшеницы» сразу, один за другим, и казалось, что ничего не прерывалось, хотя в «Дачниках» Тенякова играла Юлию, светскую, распутную, умную женщину, а в «Трех мешках сорной пшеницы» деревенскую девушку Веру. Два спектакля, действие которых происходило в разное историческое время, в разной среде, в разных обстоятельствах оказались об одном и том же: о благородстве и красоте человеческой личности. Естественно, в спектаклях Григория Товстоногова как всегда все было точно выверено и проработано, но сыграно неожиданно, непредвиденно… Было очевидно, что на сцене БДТ появилась новая талантливая актриса».

     В 1979 году Наталья Тенякова покидает Ленинград и переезжает в Москву, где она была зачислена с С.Ю. Юрским в труппу Театра имени Моссовета. За десять лет – более полутора десятка главных ролей. Здесь она играла: Любовь Дмитриевну Блок в спектакле «Версия» А. Штейна (режиссер В.С. Спесивцев); Госпожу Стасич в спектакле «ОБЭЖ» Б. Нушича (режиссер М. Белович); Софью Андреевну в спектакле «Если буду жив» С. Коковкина

(режиссер А. Казанцев).

 

«…В бывшем кинотеатре на Фрунзенской набережной открылась Малая сцена. И я носился с идеей постановки своей пьесы «Если буду жив…», написанной по прозе Толстого. Вернее Толстых – Льва и Софии. Я долго не решался предложить этот текст Наташе, но все-таки рискнул. Я хотел, чтобы она вступилась за Софью Андреевну, защитила бы в ней незаурядную личность, любящую женщину, многострадальную мать. Она, а не Толстой, была истинной героиней пьесы. К моей радости, Тенякова согласилась на эту роль для своего дебюта в Москве… На премьере «ЕБЖ» пребывала вся театральная Москва. Алексей Николаевич Арбузов сказал нам после спектакля: «Так больно было видеть, как вы уходите, так хотелось последовать за вами туда, куда вы скрылись, продлить, подсмотреть, как там за пределом продолжается ваша жизнь». Мир Теняковой - актрисы нерасторжим с ее жизненным обликом. Ее артистическая смелость произрастает из присущей всем талантам беззаветной отваги».

                                                                                                                                       Сергей Коковкин, драматург, актер.

 

     Затем последовали роли Любови Сергеевны в спектакле «Тема с вариациями» С. Алешина (режиссер С.Ю. Юрский), Поликсены в спектакле «Правда – хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского (режиссер С.Ю. Юрский); Гедды Габлер в спектакле «Гедда Габлер» Г. Ибсена (режиссер К.М. Гинкас); Грушеньки в спектакле «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского (режиссер П.О. Хомский); Паньки в спектакле «Вдовий пароход» И. Грекова (режиссер Г.Н. Яновская); Мадмуазель Сюпо в спектакле «Орнифль» Ж. Ануя (режиссер С.Ю. Юрский); Фроси в спектакле «Печка на колесе» Н. Семеновой (режиссер Б.Е. Щедрин).

     В 1988 году Олег Николаевич Ефремов пригласил Наталью Тенякову в МХАТ имени А.П. Чехова, где она и работает и сейчас.

Среди ее ролей во МХАТе: Катя в спектакле «Московский хор» Л.С. Петрушевской. 1988 (режиссер О.Н. Ефремов); Мадлена Бежар в спектакле «Кабала святош» (Мольер) М.А. Булгакова. 1988 (режиссер А.Я. Шапиро);

 

«…Мадлену Бежар в булгаковской «Кабале святош» Тенякова играла полностью доверяясь своему женскому инстинкту. Редкая индивидуальность актрисы сохраняла то зыбкое равновесие, которое удерживало ее Мадлену от крика боли и отчаянья. Я старался не пропустить спектакли с ее участием, и она мне нравилась,  и в «Красивой жизни», и в «Новом американце», и в «Рождественских грезах»…Ее юмор без зубоскальства, ирония без претензий, в ней – честность, естественность и прямота».

                                                                                                                                      Виталий Вульф, критик, телеведущий

 

     Начав в 1988 году репетиции последней пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад», О.Н. Ефремов продолжил работу над Чеховским циклом своих постановок и ему нужна была актриса, способная передать глубину трагического образа Любови Андреевны Раневской. Передать ее душу, любовь. Любовь к Дому, к Родине, к Усадьбе с садом и – к нему, ее любимому, в Париже, ее «камню на шее. Ис этой ролью, ролью Раневской,  блестяще справилась Наталья Тенякова (спектакль «Вишневый сад» А.П. Чехова. 1989

(режиссер О.Н. Ефремов). Нужно сказать и о других работах прекрасной актрисы: это – Ирина в спектакле «Трагики и комедианты» В.К. Арро. 1991 (режиссер Н.Л. Скорик); Графиня  Эрминия фон Валенсей в спектакле «Красивая жизнь» Ж. Ануя. 1991 (режиссер В.В. Ланской); Аделаида Ивановна в спектакле «Игроки-XXI» Н.В. Гоголя, поставленного МХАТ совместно с АРТелью АРТистов. 1992 (режиссер С.Ю. Юрский); Секлетея Семеновна в спектакле «Блаженный остров» М. Кулиш. 1993 (режиссер Н.М. Шейко).

 

«Во МХАТе она замечательно играла Секлетию Семеновну в «Блаженном острове» М. Кулиша. Я попросил режиссера спектакля Николая Шейко разбавить мои мысли своими словами об этой роли. Роль Скелетии Семеновны – блистательные вариации Кулиша на темы Пиранделло, и самое замечательное у Теняковой – это соседство несоединимых элементов сценической игры».

                                                                                                                                     Виктор Гвоздицкий, актер. 

 

Наталья Максимовна сыграла Тасю в спектакле «Новый американец» А.А. Марьямова. 1994 (режиссер П.А. Штейн); Ракель в спектакле «После репетиции» И. Бергмана. 1996 (режиссер В.В. Долгачев); Сваху в спектакле «Женитьба» Н.В. Гоголя. 1997 (режиссер Р.Е. Козак); Татьяну в спектакле «Рождественские грезы» Н.М. Птушкиной. 1998 (режиссер П.А. Штейн); Диану Владимировну в спектакле «Ретро» А.М. Галина. 2002 (режиссер А.В. Мягков); Анчу в спектакле «Нули» П. Когоута. 2002 (режиссер Ян Буриан).

 

«Олег Николаевич Ефремов отличался удивительным, подчас непостижимым умением собирать вокруг себя талантливых людей, к их числу смело можно отнести режиссера Петра Штейна, автора пьесы Надежду Птушкину и Наталью Тенякову, исполнительницу роли Татьяны, в блестящем ансамбле всеми любимых И.С. Саввиной и Е.А. Киндинова (роли Софьи Ивановны и Игоря). Сыгранный Теняковой образ Татьяны вобрал в себя черты, присущие «классической» интеллигенции,  втянутой в водоворот современных житейских коллизий, привнесенный в размеренный уклад ее жизни Игорем, непредсказуемым «Новым Русским».

 

     «Солирующая, всегда существующая на сцене отдельно и сама по себе, актриса легко и органично вписалась в мхатовский ансамбль. Ее необычный, хрипловатый, женственно-капризный голос, склонность к курсиву и в слове и в жесте, эксцентризм сделали ее центром многих мхатовских спектаклей», - писала об актрисе О.В. Егошина. «Вместе с Сергеем Юрским и дочерью Дарьей Юрской (в труппе МХАТ с 1994 года) сыграла в спектакле «После репетиции» И. Бергмана (1996). Ее героиня Ракель – ярко одаренная, спивающаяся актриса – явлена Теняковой с глубоким лирическим чувством, на грани трагического гиньоля», – говорила об актрисе О.В. Егошина.

     Кино-героиня Н.М. Теняковой – актриса Варвара Асенкова младшая говорит: «А мне все равно, быть первой, или последней, лишь бы в театре!». И Н.М. Тенякова в театре всю жизнь. И отнюдь не последняя…

Напишите нам

Нажимая кнопку «Отправить», я подтверждаю свое
согласие на обработку моих персональных данных.

Записаться

либо Вы можете записаться по телефонам
+7(495)629-83-29,
+7(903)526-51-07

Нажимая кнопку «Отправить», я подтверждаю свое
согласие на обработку моих персональных данных.

Записаться

либо Вы можете записаться по телефонам
+7(495)629-83-29,
+7(903)526-51-07

Нажимая кнопку «Отправить», я подтверждаю свое
согласие на обработку моих персональных данных.

Записаться

либо Вы можете записаться по телефонам
+7(495)629-83-29,
+7(903)526-51-07

Нажимая кнопку «Отправить», я подтверждаю свое
согласие на обработку моих персональных данных.