ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Афиша выставки

Выставка «Олег Борисов»

В.Б. Монахов
и О.И. Борисов

Выставка «Олег Борисов»

Выпуск
Школы-студии
МХАТ,
1951 год

Выставка «Олег Борисов»

Из дипломного
спектакля
«Женитьба»,
1951 год

Выставка «Олег Борисов»

Из дипломного
спектакля
«Живой портрет»,
1951 год

Выставка «Олег Борисов»

Представление
О.И. Борисова
коллективу МХАТ,
1983 год

Выставка «Олег Борисов»

Из спектакля
«Кроткая»,
1985 год

Выставка «Олег Борисов»

Из спектакля
«Кроткая»,
1985 год

Выставка «Олег Борисов»

Из спектакля
«Дядя Ваня»,
1985 год

Выставка «Олег Борисов»

Из спектакля
«Серебряная свадьба»,
1985 год

Выставка «Олег Борисов»

Из спектакля
«Серебряная свадьба»,
1985 год

Выставка «Олег Борисов»

Музей МХАТ подготовил выставку «Олег Борисов». К 90-летию со дня рождения актера Художественного театра, Народного артиста СССР Олега Ивановича Борисова (08.11. 1929 – 28.04. 1994).

 

Когда мы говорим актер Олег Борисов, то сразу вспоминаем его работу в кинофильме «Крах инженера Гарина», снятом в жанре приключенческой фантастики, так любимом зрителями. Роль Петра Петровича Гарина, создателя гиперболоида, была талантливо сыграна, актёр раскрыл образ, созданный писателем Алексеем Николаевичем Толстым в его знаменитом романе «Гиперболоид инженера Гарина».

Олег Иванович Борисов (настоящее имя Альберт) родился 8 ноября 1929 года в городе Приволжске, Ивановской области. Вырос в рабочем поселке. Приехал в Москву в 1947 г. поступать в Институт востоковедения и, уже принятый туда, шутки ради – заодно с мечтавшим о театре земляком – пришел на экзамен в Школу-студию; а ему предложили здесь учиться. Несомненно, что он был самым талантливым из выпускников 1951 года. Недаром этот курс Школы-студии МХАТ им. Вл.И. Немировича-Данченко впоследствии называли «Борисовским».

 

Олег Борисов: «Лето в Подмосковье. Я кончил девятый класс. Гоняю с мальчишками в футбол. Помню, присел как-то на скамейку отдышаться, вижу – книжка рядом со спортивными бутсами. На обложке «К.Е. Антарова. Беседы К.С. Станиславского». Не с неё ли все началось? Потом появился ее владелец – Леша Покровский. Гуляем с Лешей по парку. Он по праву старшего, уже студента, расспрашивает, что умею, о чем думаю… Подал заявление. Читал «Сказку о золотом петушке».

 

Талантливого молодого человека приняли на курс А.М. Карева – одного из старейших педагогов Школы-студии МХАТ им. Вл.И. Немировича-Данченко.

 

В.И. Коршунов: «Я хорошо запомнил тогда Олега Борисова. Был очень яркий момент. Он читал «Золотого петушка», и как мы понимали, хорошо читал. И вот он доходит до места, когда к царю подступает Звездочет и требует расплаты: «Подари ты мне девицу, Шамаханскую царицу. Дадон отвечает: «И зачем, тебе – девица?» Борисов читает, а напротив сидели старики-педагоги, мы все их знали: Марков, Вершилов, Карев, Герасимов, Станицын, Массальский. И вот он дошел до этого места, посмотрел на кого-то из них и очень точно и конкретно обратился к нему: дорогой мой, хороший, и зачем вот тебе такому – девица? Раздался смех».

 

После окончания учебы Олег Борисов работал в Киеве, в русском драматическом театре имени Леси Украинки (1951 – 1963). С литературой А.Н. Толстого столкнулся в своей же первой работе в спектакле по роману «Хождение по мукам» – здесь он играл матроса Шарыгина (1951). Он был Арлекином в «Маскараде» М.Ю. Лермонтова (1952), Коротковым в «Живом трупе» Л.Н. Толстого (1954), Андреем Авериным в спектакле «В добрый час!» В.С. Розова (1955), Олегом Савиным «В поисках радости» В.С. Розова (1958), Петром в «Последних» М. Горького (1960) и Аркадием Счастливцевым в «Лесе» А.Н. Островского (1961).

Его становление как актера связано с БДТ (1964 – 1983).

 

«Уже в первых вводах (Ганя в «Идиоте» по Достоевскому, Петр в «Мещанах» Горького, Дживола в «Карьере Артуро Уи» Брехта) была очевидна четкость формы, филигранность отделки. В ролях, сделанных с Г.А.Товстоноговым (из них крупнейшие – принц Гарри в «Генрихе IV» Шекспира, Кистерев в «Трех мешках сорной пшеницы» Тендрякова, Григорий Мелехов в «Тихом Доне»), окончательно определяются черты Борисова: соединение аналитичности с предельной страстностью, оголенностью нерва».

                                                                   И.Н. Соловьева

 

Приглашенный на постановку в БДТ Л.А. Додин «заостряет эти черты, готовя с ним роль безымянного персонажа инсценированной повести Достоевского «Кроткая» (1981). Роль потребовала почти акробатического владения темпераментом, парадоксальности и доли фантастичности. Психологизм Достоевского обнаружил  в сценическом создании Борисова сродство с сюрреалистической образностью».

                                                                  И.Н. Соловьева

 

Спектакль «Кроткая» Ф.М. Достоевского был перенесен теми же режиссером и художником на сцену Художественного театра в 1985 году специально для Олега Борисова. Олег Борисов перешел во МХАТ в июне 1983 года и оставался здесь до конца сезона 1987/1988 года, играя Астрова в «Дяде Ване» А.П. Чехова, персонажа по имени Он в «Кроткой» Ф.М. Дотоевского и Выборнова в «Серебряной свадьба» А. Мишарина.

В 1988 году взял отпуск, чтобы сыграть в ЦАТСА трагедию Мережковского «Павел I» (реж. Л.Е. Хейфец, 1989). С 1989 по 1990 год – актер ЦАТСА. Здесь же началась, но не завершилась работа над ролью Арбенина в «Маскараде» Лермонтова. С 1990 года Борисов не состоял ни в какой труппе, участвуя лишь в антрепризе своего сына (авангардистская постановка «Пиковой дамы» Пушкина) и снимаясь в кино.

 

О.И. Борисов:

«…Из чего же складывается трагический образ? – думаю я, когда дохожу до финала «Кроткой». Уже год я играю спектакль и, кажется, знаю, как это сыграть: «Есть ли в поле жив человек?» – кричит русский богатырь. Кричу и я, не богатырь, и никто не откликается. Помогает «система». Она в основе всего. Даже если согласиться, что «система» – плохое для искусства слово, все равно – прежде чем выплеснуть эмоции, должен быть анализ. Сам К.С. утверждал, что одному «система» помогает, другому она не нужна, потому что органически заложена в нем. Но и тем, в ком она заложена, надо знать, как «разъять» роль. Как «поверить ее алгеброй». К этому добавляются составляющие, которые я для себя вывел:

1. Уметь излагать факты просто. Информативно. Особенно важно для завязки, чтобы «зацепить» внимание.

2. Куски, поступки не связывать в одну нить. Разрывы в «сквозном действии» во имя «сквозной идеи». Против логики.

3. Шизофрения в микроскопический дозах – если не наигранная, «не специальная».

4. Без героизма и романтики «в духе Трамбле и Кузнецкого моста». Умение быть некрасивым (Юдина! Я, конечно, не о внешней стороне, а о сути).

5. Реалистическая гипербола.

6. Диапазон. Добиваться непохожести.

7. Превращение роли в монолог, вне зависимости от реплик партнеров. Как будто на исповеди.

8. Твоё я и твой опыт.

9. Ощущение себя в пространстве. Умение перерабатывать энергию и информацию оттуда. Вслушиваться в подсказки. Ведь если горит свеча и начинает потрескивать – это что-то должно значить».

 

Фойе Новой сцены МХТ им. А.П. Чехова.

Выставка открыта для посещения в часы работы Музея МХАТ и дни показа спектаклей на Новой сцене театра.

Напишите нам

Нажимая кнопку «Отправить», я подтверждаю свое
согласие на обработку моих персональных данных.

Записаться

либо Вы можете записаться по телефонам
+7(495)629-83-29,
+7(903)526-51-07

Нажимая кнопку «Отправить», я подтверждаю свое
согласие на обработку моих персональных данных.

Записаться

либо Вы можете записаться по телефонам
+7(495)629-83-29,
+7(903)526-51-07

Нажимая кнопку «Отправить», я подтверждаю свое
согласие на обработку моих персональных данных.

Записаться

либо Вы можете записаться по телефонам
+7(495)629-83-29,
+7(903)526-51-07

Нажимая кнопку «Отправить», я подтверждаю свое
согласие на обработку моих персональных данных.