БИЛЕТЫ ПО ПУШКИНСКОЙ КАРТЕ МОЖНО КУПИТЬ ТОЛЬКО ОНЛАЙН! ПРИНОСИМ ИЗВИНЕНИЯ ЗА НЕУДОБСТВА
Купить билет

Ю. Богатырев не считал себя профессиональным художником, но любил рисовать портреты своих друзей, любимых, коллег. Свои работы Юрий Георгиевич Богатырев дарил близким людям, которые навсегда сохранили добрую память о нем.

«Я рисую людей, с которыми учился, работал, встречался, а также композиции на темы любимых литературных и драматических произведений. Ни в коей мере я не смею претендовать на профессионализм, и мои рисунки могут служить, пожалуй, лишь штрихами к портрету артиста. Вглядываясь в лица людей или размышляя над страницами литературных произведений с помощью бумаги и красок, я как бы «продолжаю» актерскую профессию», - писал о своем увлечении живописью Юрий Богатырев.

Отучившись 3 года в Художественном училище, он все же решил посвятить себя кино и театру. Юрий Георгиевич бросает учебу и поступает в Театральное училище им. Б.В. Щукина. Однако живопись остается его увлечением на всю жизнь.

“Порой кажется, что в рисовании он искал не то чтобы дополнительную опору в жизни, а скорее еще один способ ее внимательно рассмотреть и примерить на себя. Явно любуясь своим очередным героем, он “одевал его в свои одежды”, наделяя смятением, озадаченностью, удрученностью. Или беззастенчивой красотой - яркими горящими глазами, изяществом мимики, жеста” (Марина Южанинова).

По окончанию училища в 1971 году Ю. Богатырев поступает работать в театр «Современник». С 1 сентября 1977 г. он становится актером МХАТа.
Ю. Богатырева пригласили исполнить роль Фурманова в спектакле “Мятеж”. Роль была сделана за лето, без репетиций на сцене, без других исполнителей. Сезон начался с прогона. Никто не верил, что Богатырев выйдет на сцену и спектакль сразу получится. Однако спектакль имел успех.
“Раздались не просто аплодисменты — а шквал аплодисментов, настоящая овация… Я почти повторил фразу моего учителя Виктора Яковлевича Станицина:
— Я могу сегодня поздравить Художественный театр с рождением нового большого артиста — Юрия Георгиевича Богатырева.
...Резонанс у "Мятежа" был мощнейший. Спектакль шел на аншлагах... И ни одного спектакля Юра не сыграл вполсилы. Только на сто пятьдесят процентов!”
(Всеволод Шиловский, режиссер-постановщик спектакля “Мятеж”).

В 1978 году Ю. Богатырева ввели на роль Алексея Турбина (1978).
В 1981 г. он играет Зибенгара в «Возчике Геншеле» и Илью Николаевича в спектакле «Путь». Но самой яркой работой Ю.Богатырева в этот период стала роль Клеанта в постановке А.В. Эфроса “Тартюф”.
Александр Калягин вспоминает: «Взять Клеанта Юрия Богатырева. Это же гениальное решение! Эта роль - самая скучная в пьесе Мольера: моралист, который бесконечно много говорит, всех наставляет. Но Юра играл такого… Пустозвона! Звон стоял от его морали. Абсолютный дурак, который не понимает, что несет и где несет. А с какой скоростью это говорилось! Его Клеант багровел, синел….»
Костюм Богатырева из этого важного для его творческой биографии спектакля представлен на выставке.

Среди других работ Богатырёва в МХАТе — Виктор Каренин в «Живом трупе» (1982), ввод на роли Тригорина в «Чайке» и Полуорлова в «Старом Новом годе» (обе — 1983), учитель Киро в «Попытке полёта» (1984), Фёдор Иванович в «Чокнутой» (1986), а также роли Юрика и Табака в «Перламутровой Зинаиде» (1987, 1988).

В кино Юрий Богатырев дебютировал в 1970 году в дипломной работе Никиты Михалкова «Спокойный день в конце войны». Он пообещал Никите Михалкову, что “дебют на большом экране состоится только у него, и три года, пока будущий киномэтр служил во флоте, отказывался от съемок”.

Известность пришла к Богатыреву после роли Егора Шилова в фильме “Свой среди чужих, чужой среди своих”. Юрий называл режиссера Н.С. Михалкова своим крестным отцом в кино и сыграл во многих его фильмах, среди которых “Несколько дней из жизни И.И. Обломова”, “Раба любви”, “Неоконченная пьеса для механического пианино”, “Родня”, “Очи черные”. Он много снимался и у других режиссеров. В общей сложности он сыграл в 56 фильмах.

Несмотря на большую занятость в кино и театре, Ю.Богатырев продолжал рисовать.

“Порой без подсказки трудно определить персонаж того или иного рисунка. Но это - особенность сознательная. Его стиль, его рука на это не настроены. К слову сказать, при желании он создает очень похожие портреты. Но даже в них, в “похожих”, мы ощущаем все ту же целеустремленность: вылущить, отчеркнуть броским, подчас гротесковым приемом тиражную выразительность лица. Он как бы доделывает, додумывает лица, фигуры, доводит свои впечатления до логического предела, до максимального, почти плакатного эффекта. Вот сказано слово - плакатная. И сразу хочется… нет, не поправиться - оговориться: работы Юрия Богатырева являют собою, мне кажется, странное, но всегда пленительное сочетание плакатной броскости и миниатюрного изящества” (Марк Кушниров, из статьи “Юрий Богатырев в роли… художника”).

В 1989 году должна была состояться первая персональная выставка Юрия Богатырева в филиале Музея им. А.А. Бахрушина на Тверском бульваре. Однако внезапная смерть артиста превратила выставку в посмертную.

Большая часть его живописи хранится в частных коллекциях. Что-то сохранилось лишь в копиях. Музею МХАТ удалось собрать некоторые из его работ и объединить их в одном выставочном пространстве с картинами и графикой, хранящимися в фондах музея. Среди представленных на экспозиции работ - портреты Константина Райкина, Галины Волчек, Валентина Гафта, Авангарда Леонтьева и других артистов. Также вы можете увидеть семейные фотографии, фотографии из спектаклей и фрагменты из фильмов с ролями Ю. Богатырева.
На добрую память...

 

КУРАТОР ВЫСТАВКИ
Марфа Николаевна Бубнова