Купить билет

За синей птицей
Выставочный проект Музея МХАТ и галереи Роза Азора

Канун Нового года, Рождества. Зимние праздники — череда балов и маскарадов, время ожидания чуда и исполнения желаний. Это лучшее время для того, чтобы погрузиться в мир сказки, пробуждающей в каждом, и в ребенке, и во взрослом веру в силу своей мечты.

История Московского Художественного театра — это история мечты о синей птице, наделяющей способностью поверить в себя и в своё предназначение. Константину Сергеевичу Станиславскому и Владимиру Ивановичу Немировичу-Данченко удалось создать свой театр в 1898 году, выстроить свою систему, на столетие определившую принципы актерского мастерства на всех мировых сценах.

В выставочном пространстве палат XVII века эта история будет представлена через макеты, эскизы и фотографии знаменитых постановок зимних сказок «Снегурочка» (1900), «Синяя птица» (1908), «Двенадцать месяцев» (1948) и работы современных художников Дины Хайченко и Екатерины Рожковой.

Выставка продлится до 10 февраля 2022 года.

 

Искусствовед Кира Долинина:

«Новогодний проект сделан по рецепту всякого уважающего себя зимнего домашнего праздника, но выходит далеко за эти рамки. Полумрак. Елка. Свет, желтый чайный цвет, еще раз свет. И конструкции из удивительного материала, изобретенного Хайченко (ручной выделки папье-маше из хлопковых волокон на проволочном каркасе), которые никогда не повторяют друг друга и могут обернуться кем угодно: от московских высоток до ширм, от рыбы на ножках до дирижаблей, от улитки-гиганта до рождественского вертепа. Образ последнего, пожалуй, наиболее внятно описывает пространства, создаваемые художницей – свет изнутри, локальный, освещающий лишь то, до чего дотягивается сам и до чего позволила ему дотянуться Дина, формирует сцену, кулисы, тайну, ожидание.

В этом году «Роза Азора» и Театр соединились. Вторым автором рождественской феерии стала хорошо известная московским зрителям и завсегдатаям «Розы Азора» Катя Рожкова, для которой театрализация повседневности и, наоборот, поиски повседневного в театральном, выдуманном, «надуманном» мире есть суть и смысл искусства. Цокольный этаж Дома-музея Станиславского – это «частное» пространство музея при МХАТе: палаты XVII века, сводчатые потолки, маленькие окна, комнаты, бывшие и жилыми коммунальными квартирами, и складами, и экспозиционными залами. Имя бывшего хозяина квартиры этажом выше ни к чему вроде не обязывает, но задает рамку, которую «Роза Азора» с удовольствием принимает как правила игры.

Дина Хайченко нанесла на вымышленную карту Москвы «дома Станиславского»: дом Алексеевых на Таганке, дом у Красных ворот, фабрика Алексеевых по производству золотой канители на нынешней ул. Станиславского; театр Щукина в Саду «Эрмитаж», где сыграли первый спектакль нового театра, «Царя Федора Иоанновича» Алексея Толстого в 1898 году; московский цирк и Большой театр, куда захаживал будущий театральный гуру; переделанный Шехтелем театр в Камергерском; здание 1-й студии МХТ на Скобелевской. Ну и, конечно, не обошлось без ресторана «Славянский базар», обеду в котором мы обязаны созданием Художественного театра, и последнего адреса Станиславского в Леонтьевском пер. 6, в котором и проходит эта выставка. То ли сами дома в кукольном своем образе, то ли их макеты, светятся в навсегда вечерней тьме и зовут своих зрителей. Москва Хайченко куда как милее, спокойней, уютнее города за стенами Дома Станиславского, но праздно шатающимися гуляками в ней позволено быть и фигуркам из вымышленного кукольного театра Станиславского, и нам с вами. «Кукольные дома» – одна из почтеннейших традиций европейского декоративного искусства. И будет ошибкой считать их исключительно детской забавой. Свой расцвет они пережили в Золотом веке голландского искусства, в XVII столетии, когда эти «игрушки» достигали в высоту два человеческих роста, и представляли собой идеальный образ новой буржуазной цивилизации, в котором каждая вещь и каждый человек имеет свое, казалось, раз и навсегда определенное место. Время все перевернуло с ног на голову, но упорядоченный мир кукольных домов нет-нет, да заставит нас пожалеть о прекрасной ясности «детского» представления о земном и небесном.

Катя Рожкова и Дина Хайченко играют с нами в хитрую игру. «Женское» искусство, подчеркнутое рукоделие, домашний театр, куклы, костюмы персонажей классических мхатовских спектаклей оборачиваются тут новогодним представлением и пронзительным разговором о прошлом и наших с ним отношениях. Тут все немного не такое, как кажется в начале. Театральные костюмы плоские и для ношения не приспособлены. Ватные фигурки пляшут танец ярких цветов, тогда как дома все как один бело-желты. Кони Большого театра прорывают несуществующие вокруг них небеса. И все вместе складывается в один большой спектакль».

Кураторы выставки: Елена Каменская, Любовь Шакс.

В рамках выставки 12 декабря пройдет мастер-класс художника и дизайнера Тома Амелина по вырезанию тонких изящных снежинок «Снежная сказка в Доме Станиславского».

 

Обращаем Ваше внимание на то, что посещение музея возможно только при наличии QR-кода и удостоверения личности.

 

Купить билет