ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

«Экран и сцена»
№10/2019

«Экран и сцена»

«Экран и сцена»  №10/2019

«Экран и сцена»

«Экран и сцена»  №10/2019

«Экран и сцена»

«Экран и сцена»  №10/2019

«Экран и сцена»

«Экран и сцена»  №10/2019

 

 

СТАНИСЛАВСКИЙ – СЦЕНОГРАФ

 

      Му­зей МХАТ и из­да­тель­ство «Бо­слен» вы­пу­сти­ли кни­гу «Неиз­вест­ный Ста­ни­слав­ский». Она сме­ло мог­ла бы быть на­зва­на и «Ста­ни­слав­ский – ху­дож­ник».

     Ри­со­вать КС на­чал в под­рост­ко­вом воз­расте, ко­гда увлек­ся ку­коль­ным те­ат­ром, – де­лал за­ри­сов­ки для до­маш­них по­ста­но­вок. В пол­ной же ме­ре сце­но­гра­фи­че­ский та­лант рас­крыл­ся в ра­бо­те над спек­так­ля­ми Об­ще­ства ис­кус­ства и ли­те­ра­ту­ры, где со­чи­не­ние про­стран­ства ста­ло на­сущ­ной по­треб­но­стью преж­де все­го для него са­мо­го (при­ме­ча­тель­но, что, со­здав МХТ
и при­гла­сив в него луч­ших ху­дож­ни­ков, он про­дол­жит ри­со­вать и бу­дет пред­ла­гать то­му же Вик­то­ру Си­мо­ву ва­ри­ан­ты ре­ше­ния сце­ни­че­ско­го про­стран­ства).

       Со­ста­ви­тель аль­бо­ма – Мар­фа Буб­но­ва, мно­го лет за­ве­ду­ю­щая Му­зе­ем МХАТ. В боль­шой со­про­во­ди­тель­ной ста­тье она не толь­ко рас­ска­зы­ва­ет о том, как Ста­ни­слав­ский «за­боле­ва­ет» те­ат­ром, но и де­лит­ся ма­ло­из­вест­ны­ми фак­та­ми его био­гра­фии и днев­ни­ко­вы­ми за­пи­ся­ми, бла­го­да­ря ко­то­рым лег­ко про­сле­дить ста­нов­ле­ние Ста­ни­слав­ско­го-ху­дож­ни­ка. На­при­мер, при­во­дит пись­мо КС от 1897 го­да, где он пи­шет дру­гу, что ви­дел в Бер­лине «По­то­нув­ший ко­ло­кол», «Ган­не­ле», «Ко­рио­лан», «Мно­го шу­ма из ни­че­го» и при­вез с со­бой не толь­ко «гру­ду за­пи­сок», но и «за­ри­со­вал це­лый аль­бом».

      Что ле­жит в ос­но­ве это­го го­ря­че­го увле­че­ния ри­со­ва­ни­ем? Ка­жет­ся, это та­лант Ста­ни­слав­ско­го вгля­ды­вать­ся в жизнь и влюб­лять­ся в нее. Вме­сте с небы­ва­лой се­рьез­но­стью хоб­би про­явил­ся дар и в со­би­ра­тель­стве все­го, что пря­мо или кос­вен­но ка­са­ет­ся ма­те­ри­а­ла, ко­то­рым «бо­лел» КС. Вот в 1896 го­ду он за­го­ра­ет­ся «Отел­ло» и, ока­зав­шись в Па­ри­же, по­ку­па­ет кни­ги по ис­то­рии мо­ды, ста­рин­ное ору­жие, го­бе­ле­ны, ма­те­рию для ко­стю­мов, «уди­ви­тель­ную обувь и шля­пу для Ро­д­ри­го».
     А ко­гда в од­ном из па­риж­ских ка­фе встре­ча­ет ара­ба в на­цио­наль­ном ко­стю­ме, тот сни­ма­ет с се­бя верх­нюю одеж­ду, чтобы Ста­ни­слав­ский мог сде­лать вы­крой­ки. А он в это же вре­мя ста­ра­ет­ся за­пом­нить по­зы ара­ба и, вер­нув­шись в но­мер, пол­но­чи сто­ит пе­ред зер­ка­лом, на­де­вая все­воз­мож­ные про­сты­ни и по­ло­тен­ца, «чтобы вы­ле­пить из се­бя строй­но­го мав­ра».

       Глав­ный раз­дел кни­ги – тот, в ко­то­ром пуб­ли­ку­ют­ся ри­сун­ки Кон­стан­ти­на Сер­ге­е­ви­ча, – от­кры­ва­ет­ся юно­ше­ским аль­бо­мом Ста­ни­слав­ско­го с вы­ра­зи­тель­ны­ми скет­ча­ми и шут­ли­вы­ми ав­то­порт­ре­та­ми. В эс­ки­зах же де­ко­ра­ций для КС ока­зы­ва­ет­ся прин­ци­пи­аль­на трех­мер­ность про­стран­ства и его «кон­цен­трат». Ча­сто эс­киз ка­жет­ся пе­ре­гру­жен­ным, слиш­ком за­гро­мож­ден­ным, за­то сколь­ко сра­зу мест дей­ствия для ак­те­ров за­кла­ды­ва­ет в него ав­тор! Крес­ло у ка­ми­на, сту­лья у сто­ла, ку­шет­ка
у ко­мо­да. Ар­ти­стов еще нет, но Ста­ни­слав­ский-ре­жис­сер уже мо­жет мыс­лен­но разыг­рать спек­такль по эс­ки­зу Ста­ни­слав­ско­го-сце­но­гра­фа.

       «Бу­маж­ное» про­стран­ство Ста­ни­слав­ско­го по­движ­но, ди­на­мич­но: ко­лон­ны ин­те­рье­ра в пер­вом ак­те «Се­ла Сте­пан­чи­ко­ва» ста­но­вят­ся во вто­ром ство­ла­ми вет­ви­стых де­ре­вьев, а уют­ная го­сти­ная – пу­стын­ным, со сло­ман­ным сту­лом и по­ко­сив­шей­ся са­до­вой ва­зой вхо­дом в усадь­бу. В эс­ки­зе же к спек­так­лю «Мно­го шу­ма из ни­че­го» по­яв­ля­ет­ся пер­спек­ти­ва – рас­пах­ну­тая в даль кар­ти­на сель­ско­го пей­за­жа или та­ин­ствен­ная ком­на­та на зад­нем плане, от­ку­да льет­ся не ме­нее та­ин­ствен­ный свет. Все эс­ки­зы де­ко­ра­ций КС ком­по­зи­ци­он­но це­лост­ны, со­раз­мер­ны че­ло­ве­ку, и каж­до­му из них свой­ствен­на по­дроб­ней­шая про­ри­сов­ка де­та­лей.

      Ста­ни­слав­ский в этой кни­ге еще и ху­дож­ник по ко­стю­мам. И здесь – та же по­ра­зи­тель­ная скру­пу­лез­ность под­хо­да: мно­же­ство под­пи­сей с ука­за­ни­ем фак­ту­ры, цве­та ма­те­ри­а­ла вплоть до пу­го­виц и шнур­ков. Ко­стю­мы к то­му же «Отел­ло» – слож­но­со­чи­нен­ные, с мно­го­об­ра­зи­ем цве­тов и их сме­лым со­че­та­ни­ем. Бо­лее то­го, по этим эс­ки­зам мож­но изу­чать ев­ро­пей­скую мо­ду раз­ных ве­ков: преж­де чем на­ри­со­вать ко­стюм той или иной эпо­хи, Ста­ни­слав­ский изу­чил его са­мым въед­ли­вым об­ра­зом.

     КС ин­те­рес­но и важ­но все. За­ри­сов­ки му­зы­каль­ных ин­стру­мен­тов, за­на­ве­сы, люст­ры, крес­ла, гер­бы. Есть да­же це­лый аль­бом ве­не­ци­ан­ско­го три­ко: боль­ше де­сят­ка раз­но­цвет­ных пар муж­ских ног с под­пи­ся­ми ак­тер­ских фа­ми­лий к каж­дой.

       В кни­ге опуб­ли­ко­ва­ны и пла­ни­ров­ки Ста­ни­слав­ско­го. «Док­тор Шток­ман» здесь доб­ро­со­сед­ству­ет с пла­ном Во­рон­цов­ско­го двор­ца в Алуп­ке, а уще­лья Кры­ма – с ка­ме­ни­стым пей­за­жем «Сле­пых» Ме­тер­лин­ка. И ес­ли эс­ки­зы де­ко­ра­ций – это порт­рет сце­ны, то пла­ни­ров­ки – ее рент­ген. Ске­лет про­стран­ства, «вид свер­ху», до­ступ­ный лишь ре­жис­се­ру.

       Кро­ме то­го, в мха­тов­ском аль­бо­ме Ста­ни­слав­ский рас­кры­ва­ет­ся и как ху­дож­ник по гри­му. КС ра­бо­та­ет над ро­ля­ми Бру­та, Ло­па­хи­на, Три­го­ри­на и од­новре­мен­но де­ла­ет за­ри­сов­ки. На лист­ках – на­гляд­ная транс­фор­ма­ция: сна­ча­ла КС ри­су­ет свой соб­ствен­ный порт­рет, а ря­дом то­го, кем ему пред­сто­ит стать. Ино­гда для это­го тре­бу­ет­ся все­го один «пе­ре­ход», ино­гда – око­ло де­сят­ка.

       В днев­ни­ке 1880 го­да (то есть Ста­ни­слав­ско­му на тот мо­мент 17 лет) он с иро­ни­ей пи­шет о том, как чуть не стал ху­дож­ни­ком – ку­пил крас­ки, по­лот­на и меч­тал, как «по­сле несколь­ких ма­лень­ких фиа­ско» сде­ла­ет­ся на­сто­я­щим де­ко­ра­то­ром и бу­дет вы­зы­вать «неод­но­крат­ный взрыв ру­ко­плес­ка­ний» за свое «ху­до­же­ствен­ное ма­за­ние». КС так и не на­чал се­рьез­но от­но­сить­ся к сво­им ху­дож­ни­че­ским опы­там, но бла­го­да­ря без-упреч­но из­дан­но­му аль­бо­му ста­но­вит­ся оче­вид­но: ру­ко­плес­ка­ний ра­бо­ты Ста­ни­слав­ско­го-ху­дож­ни­ка бо­лее чем за­слу­жи­ва­ют.

 

Ана­ста­сия АРЕФЬЕВА

«Экран и сце­на»
№ 10 за 2019 год

Напишите нам

Нажимая кнопку «Отправить», я подтверждаю свое
согласие на обработку моих персональных данных.

Записаться

либо Вы можете записаться по телефонам
+7(495)629-83-29,
+7(903)526-51-07

Нажимая кнопку «Отправить», я подтверждаю свое
согласие на обработку моих персональных данных.

Записаться

либо Вы можете записаться по телефонам
+7(495)629-83-29,
+7(903)526-51-07

Нажимая кнопку «Отправить», я подтверждаю свое
согласие на обработку моих персональных данных.

Записаться

либо Вы можете записаться по телефонам
+7(495)629-83-29,
+7(903)526-51-07

Нажимая кнопку «Отправить», я подтверждаю свое
согласие на обработку моих персональных данных.