ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

«Независимая Газета»,
06.06.2109

«Независимая Газета»,
06.06.2019

«Независимая Газета», 06.06.2109

Обложка книги

«Независимая Газета», 06.06.2109

Иллюстрация к книге

«Независимая Газета», 06.06.2109

Иллюстрация к книге

«Независимая Газета», 06.06.2109

 

ГЕНИЙ, НЕУВЕРЕННЫЙ В СЕБЕ

    Спу­стя 80 лет по­сле смер­ти Ста­ни­слав­ско­го опуб­ли­ко­ва­ны все его ри­сун­ки.

     То, что Ста­ни­слав­ский, пла­ни­руя ту или дру­гую ра­бо­ту, во вре­мя ре­пе­ти­ций де­лал ка­кие-то на­брос­ки ка­ран­да­шом, не бы­ло тай­ной. Ка­ран­даш в ре­жис­сер­ской ру­ке – пред­мет по­чти что тра­ди­ци­он­ный, ча­сто обя­за­тель­ный. Ка­ран­да­ши лю­бил За­вад­ский, Ми­ха­ил За­ха­ро­вич Ле­ви­тин, ка­жет­ся, ша­га не де­ла­ет без ка­ран­да­ша в ру­ке, Рай­хель­гауз ча­сто то­же пи­шет ка­ран­да­шом, а в ми­ну­ты гне­ва – ло­ма­ет их, за­жав меж­ду паль­цев. Но так счаст­ли­во вы­шло – несколь­ко лет то­му на­зад в ре­жис­сер­ской биб­лио­те­ке Ста­ни­слав­ско­го бы­ли най­де­ны тет­ра­ди, в ко­то­рых – боль­шое ко­ли­че­ство ри­сун­ков, эс­ки­зов. Вско­ре мно­гие мож­но бы­ло уви­деть на вы­став­ке в До­ме-му­зее Ста­ни­слав­ско­го в Леон­тьев­ском.
      Ны­неш­нее из­да­ние, как го­во­рят в та­ких слу­ча­ях, – по-сво­е­му уни­каль­ное. Ком­мен­та­рии – ди­рек­то­ра мха­тов­ско­го му­зея Мар­фы Буб­но­вой. Но пер­вое, что, ко­неч­но, чув­ству­ют паль­цы, ко­гда бе­решь в ру­ки этот том про­дол­го­ва­той фор­мы ста­рин­но­го аль­бо­ма для эс­ки­зов, – его стран­ная реб­ри­стая фор­ма, как буд­то за­на­вес «глу­бо­ки­ми мор­щи­на­ми вол­ну­ет». Об­лож­ка твер­дая и од­новре­мен­но – неве­ро­ят­но гиб­кая, склад­ча­тая (ди­зайн Бо­ри­са Тро­фи­мо­ва).
     В кни­ге мож­но уви­деть и ри­сун­ки из юно­ше­ских аль­бо­мов – дом­ха­тов­ских, вер­нее, силь­но дом­ха­тов­ских, по­то­му что они от­но­сят­ся к 1881–1882 го­дам. Но боль­ше все­го – ко­неч­но, мха­тов­ских.
     Невоз­мож­но по­ве­рить, но Ста­ни­слав­ский, как вы­яс­ни­лось, де­лал эс­ки­зы де­ко­ра­ций и ко­стю­мов прак­ти­че­ски ко всем спек­так­лям. Те­атр, в том чис­ле и от ли­ца Ста­ни­слав­ско­го, об­ра­щал­ся к Си­мо­ву, Его­ро­ву, Бе­нуа, Ре­ри­ху, дру­гим вы­да­ю­щим­ся те­ат­раль­ным и про­сто к вы­да­ю­щим­ся ху­дож­ни­кам то­го вре­ме­ни, а Ста­ни­слав­ский, по­лу­ча­ет­ся, тай­ком па­рал­лель­но де­лал ту же ра­бо­ту, пред­став­ляя иде­аль­ные де­ко­ра­ции, ко­стю­мы сво­их ге­ро­ев, дру­гих пер­со­на­жей, со­чи­няя свой иде­аль­ный те­атр. Что это? Неуве­рен­ность в се­бе? Ге­ний, неуве­рен­ный в се­бе? Раз­ве та­кое бы­ва­ет? Но неуве­рен­ность со­пут­ство­ва­ла Ста­ни­слав­ско­му во всех его ак­тер­ских опы­тах, это из­вест­но. И ко­гда его не ме­нее зна­ме­ни­тые парт­не­ры по сцене за гла­за го­во­ри­ли, что боль­шо­му ак­те­ру Си­сте­ма ни к че­му, а Ста­ни­слав­ско­му по­на­до­би­лась, по­то­му что он ве­ли­ким ак­те­ром не был, – они, ко­неч­но, оши­ба­лись. Но ту же мысль вер­нее бы­ло бы пе­ре­ска­зать за­дом на­пе­ред: Ста­ни­слав­ский, бу­дучи как раз ве­ли­ким ак­те­ром, но пре­сле­ду­е­мый неуве­рен­но­стью, Си­сте­му «вы­ду­мал», чтобы эту неуве­рен­ность по­бо­роть. Пе­ре­бо­роть неуве­рен­ность в сво­их опы­тах в изоб­ра­зи­тель­ном ис­кус­стве он, к со­жа­ле­нию, так и не су­мел, так что для мно­гих, да­же хо­ро­шо знав­ших Кон­стан­ти­на Сер­ге­е­ви­ча, эта часть его жиз­ни так и оста­лась тай­ной. А нам от­кры­ва­ет­ся сей­час, спу­стя 80 лет по­сле смер­ти Ста­ни­слав­ско­го.
      Что в этих ри­сун­ках ин­те­рес­но­го, по­ми­мо из­вест­но­го всем ис­сле­до­ва­те­лям бле­стя­ще­го зна­ния эпо­хи, всех ис­то­ри­че­ских ре­а­лий, ис­то­рии ко­стю­ма? Ко­неч­но, де­та­ли­за­ция. То скру­пу­лез­ное вни­ма­ние к де­та­ли ха­рак­те­ра, о чем мы зна­ем из ре­пе­ти­ций, из все­го то­го, что мы зна­ем о Ста­ни­слав­ском-ре­жис­се­ре, – все это так же яв­но чи­та­ет­ся и в его ри­сун­ках. Склад­ки пла­тья, от­дель­но – ру­кав, от­дель­но – ор­на­мент тка­ни или де­ко­ра­ции. Но еще – по­сколь­ку все это – ре­жис­сер­ские на­брос­ки, или вер­нее на­звать их ри­сун­ка­ми, эс­ки­за­ми ре­жис­се­ра, – ря­дом с пла­тьем, на­бро­шен­ным на пер­со­на­жа, ря­дом – ко­стюм на ге­рое с уже про­ри­со­ван­ным ли­цом и на этом ли­це – пе­чать ха­рак­те­ра. Эмо­ция, ин­то­на­ция.
       Пла­ны, пла­ни­ров­ки, ко­то­рым со­пут­ству­ют очень ак­ку­рат­но, к ме­сту по­до­бран­ные ци­та­ты из пи­сем, из за­пис­ных кни­жек Ста­ни­слав­ско­го (сви­де­тель­ству­ю­щие в том чис­ле и о той са­мой неуве­рен­но­сти в сво­ей иг­ре) и – пря­мо про­ти­во­по­лож­ные оцен­ки иг­ры Ста­ни­слав­ско­го совре­мен­ни­ка­ми, сви­де­те­ля­ми его ак­тер­ских три­ум­фов. Порт­ре­ты, ав­то­порт­ре­ты – по­чти все­гда при­ме­ни­тель­но к той или дру­гой ро­ли, а зна­чит – с по­пыт­ка­ми уви­деть се­бя мак­си­маль­но объ­ек­тив­но со сто­ро­ны и най­ти взгляд, най­ти эмо­цию, най­ти грим, пла­сти­ку, ми­ми­ку: ка­кие бро­ви – ли­ния, ши­ри­на, из­гиб, даль­ше – бо­ро­да… Ка­кая? От Че­хо­ва – к Три­го­ри­ну. Ин­те­рес к порт­ре­ту – знак вре­ме­ни, при­мер­но в се­ре­дине аль­бо­ма по­ме­ще­на ци­та­та о зна­ме­ни­той вы­став­ке рус­ских порт­ре­тов в Та­ври­че­ском двор­це 1905 го­да, ку­да Ста­ни­слав­ский ез­дил не один раз.
     А под ко­нец, что, мо­жет, не ме­нее цен­но в кон­тек­сте уже, воз­мож­но, не изоб­ра­зи­тель­но­го ма­стер­ства, а ис­то­рии те­ат­ра, ко­то­рая в этой кни­ге все-та­ки име­ет со­сла­га­тель­ное на­кло­не­ние, – это сво­е­го ро­да изоб­ра­зи­тель­но-те­ат­раль­ные фан­та­зии Ста­ни­слав­ско­го, ко­то­рый во вре­мя чит­ки «Бе­га» на­бра­сы­ва­ет что-то ка­ран­да­шом и в ро­ли Го­луб­ко­ва, ка­жет­ся, изоб­ра­жа­ет се­бя.

Гри­го­рий За­слав­ский
06.06.2019

Напишите нам

Нажимая кнопку «Отправить», я подтверждаю свое
согласие на обработку моих персональных данных.

Записаться

либо Вы можете записаться по телефонам
+7(495)629-83-29,
+7(903)526-51-07

Нажимая кнопку «Отправить», я подтверждаю свое
согласие на обработку моих персональных данных.

Записаться

либо Вы можете записаться по телефонам
+7(495)629-83-29,
+7(903)526-51-07

Нажимая кнопку «Отправить», я подтверждаю свое
согласие на обработку моих персональных данных.

Записаться

либо Вы можете записаться по телефонам
+7(495)629-83-29,
+7(903)526-51-07

Нажимая кнопку «Отправить», я подтверждаю свое
согласие на обработку моих персональных данных.