Изменения графика работы Дома-музея К.С.Станиславского в декабре
Уважаемые посетители!
Информируем вас об изменениях графика работы Дома-музея К.С. Станиславского в декабре:

Музей работает:
12 декабря - с 13:00 до 16:30
14 декабря - с 15:30 до 19:00
20 декабря - с 18:00 до 21:00
26 декабря - с 18:00 до 21:00
28 декабря - с 15:00 до 19:00

Ограниченное посещение в связи с большой загруженностью:
25 декабря - с 13:00 до 15:00
27 декабря - с 13:00 до 15:00

21 декабря - музей закрыт
22 декабря - музей закрыт
01 января - выходной

Приносим извинения за доставленные неудобства.

Постоянная Экспозиция

г. Москва, Камергерский переулок, дом 3, строение 1

Музей МХАТ основан 27 октября 1923 года по предложению Константина Сергеевича Станиславского. Сейчас Постоянная экспозиция музея расположена на втором этаже театра. Попасть в него можно через вход, украшенный знаменитым горельефом «Пловец» скульптора А.С. Голубкиной. 

Экспозиция музея 

Изначально коллекция музея насчитывала 275 предметов, а сам музей располагался под сценой. Сейчас в Музее МХАТ более 340 000 экспонатов. Это документы, макеты, картины, костюмы, программы, личные вещи артистов, театральные реликвии и многое другое. Наиболее знаковые экспонаты можно увидеть на Постоянной экспозиции музея. Все они ярко иллюстрируют жизнь театра за многие годы — с момента его основания в 1898 году и до смерти Вл.И. Немировича-Данченко в 1943 году. 

Уникальные помещения 

Посетители музея могут не только увидеть различные реликвии, но и посетить мемориальный кабинет Вл.И. Немировича-Данченко, артистические уборные К.С. Станиславского и О.Н. Ефремова. В “Зеленом фойе” проходят тематические выставки музея. Кроме того, на четвертом этаже расположены научные отделы, дирекция, а также библиотека и читальный зал.

Мультимедийные мониторы 

С ноября 2022 года в музее работают мультимедийные мониторы. На них можно увидеть, как артисты мастерской Брусникина рассказывают о творческой жизни МХТ в первые десятилетия его существования: от успеха постановок пьес А.П. Чехова до событий вокруг пьесы «Дни Турбиных» М.А. Булгакова. 

Дом-музей К.С. Станиславского

г. Москва, Леонтьевский переулок, 6

Единственный дом-музей К.С. Станиславского расположен по адресу Леонтьевский переулок, дом 6. Здесь знаменитый режиссер провел 17 лет — с 1921 по 1938 год. Экспозиция посвящена жизни и работе Константина Сергеевича: сохранились помещения, где проходили репетиции известных постановок К. С. Станиславского.

УДИВИТЕЛЬНАЯ СУДЬБА ЛЕОНТЬЕВСКОГО ПЕРЕУЛКА

В середине XVII века переулок был любимым местом московской знати и назывался Шереметьевским по имени хозяина дома №27. В XVIII веке большая часть земли здесь принадлежала И. М. Леонтьеву — двоюродному брату Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери Петра I. Поэтому переулок и получил его фамилию.

Леонтьевский переулок посещали многие известные люди. Так, в 13-м доме останавливался М. Ю. Лермонтов, а в 24-м —  оперный певец Ф. И. Шаляпин. В доме №24 гостил А. П. Чехов. В этом же переулке находилась типография журнала «Будильник», куда молодой писатель приносил свои первые произведения. Наконец, в доме №6 поселился Константин Сергеевич Станиславский.

ПОЧЕМУ СТАНИСЛАВСКИЙ ВЫБРАЛ ЭТОТ ДОМ

В Леонтьевский переулок Константин Сергеевич Станиславский попал в 1921 году. После революции он, как и многие представители знатных семей, покинул свой прежний дом. Однако Станиславскому разрешили самому выбрать себе новую квартиру.

Режиссер хотел найти помещение для Оперной студии, которой он руководил. Для этого идеально подходил Онегинский зал в доме №6 Леонтьевского переулка. Раньше здесь был бальный зал с колоннами, высокими потолками и хорошей акустикой — все это идеально подходило для занятий в Оперной студии. Здесь даже было место для оркестра, которое впоследствии стало сценой.

Именно поэтому Станиславский выбрал этот дом. Режиссер занимал второй этаж: 4 комнаты были жилыми и 3 принадлежали Оперной студии.

МУЗЕЙ-КВАРТИРА
ВЛ.И. Немировича-Данченко

г. Москва, Глинищевский переулок, 5/7, кв. 52

Музей-квартира Владимира Ивановича Немировича-Данченко расположена по адресу Глинищевский пер., 5/7. Один из первых народных артистов СССР жил здесь 5 лет – с 1938 по 1943 год. Экспозиция включает интерьеры, сохранившиеся при жизни режиссера, а также уникальные предметы, связанные с театром. 

Мхатовский дом в Глинищевском переулке 

Дом 5/7 в Глинищевском переулке называют “мхатовским”, потому что здание было построено специально для артистов МХАТ и деятелей советского искусства. Авторы проекта — архитекторы В.Н. Владимиров и Г.И. Луцкой, художники В.А. Фаворский и Г.И. Мотовилов. 

Владимир Иванович Немирович-Данченко возглавлял МХАТ им. М. Горького после смерти Константина Сергеевича Станиславского и жил по адресу Глинищевский пер., 5/7 в квартире №52. Также в доме проживали актеры, режиссеры и педагоги Московского художественного театра: жена А.П. Чехова О.Л. Книппер-Чехова, И.М. Москвин, М.М. Тарханов, А.К. Тарасова, К.Н. Еланская, В.Л. Ершов, М.И. Прудкин, В.П. Марецкая, П.В. Массальский, С.В. Образцов, Л.П. Орлова, Г.В. Александров, С.С. Пилявская, С.И. Юткевич и другие. Об этом свидетельствуют многочисленные мемориальные доски на фасаде мхатовского дома. 

Уникальность экспозиции 

Музей-квартира Вл.И. Немировича-Данченко открылась 25 апреля 1944 года. 

Обстановка в квартире режиссера предельно скромная, сдержанная. Но есть в ней предметы, мимо которых невозможно пройти. Например, библиотечный шкаф, сделанный по чертежам, рисункам и эскизам самого Владимира Ивановича. Его изготовил известный московский краснодеревщик Фишер в 1902 году. В шкафу вместе с произведениями классиков русской и зарубежной литературы стоят книги Чехова, Горького, Боборыкина с их автографами, а также редкие издания родного брата Владимира Ивановича, популярнейшего писателя конца XIX - начала ХХ века Василия Ивановича Немировича-Данченко.

Много в квартире вещей жены Владимира Ивановича – Екатерины Николаевны, урожденной баронессы Корф. С ней Вл.И. Немировича-Данченко связывают 52 года совместной жизни.

Основная ценность экспозиции в том, что здесь сохранились интерьеры, которые были при жизни прославленного хозяина. Каждый предмет имеет свою «биографию», историю. Благодаря им можно погрузиться в детали жизни выдающегося театрального деятеля.