Музей-заповедник В.Д. Поленова представляет совместный выставочный проект с Музеем МХАТ
ОПИСАНИЕ
5 июля в музее-заповеднике В.Д. Поленова состоялось открытие выставки «В.Д. Поленов и А.Я. Головин: театр как способ зрения». Это совместный выставочный проект музея-заповедника художника Василия Поленова (Тульская область) и Музея МХАТ (Москва).
Василий Поленов и Александр Головин – учитель и ученик, ставшие непосредственными участниками и создателями новой эпохи в театрально-декорационном искусстве России конца XIX – первой четверти XX века.
Александр Яковлевич Головин впервые обратился к театру в 1900 году по приглашению управляющего Московской конторой Дирекции Императорских театров В.Я. Теляковского, который чувствовал новые тенденции в искусстве и искал художников, способных изменить закостенелые способы оформления спектаклей. Головина он пригласил по рекомендации В.Д. Поленова и В.М. Васнецова и не ошибся – благодаря уже на тот момент профессиональному и опытному художнику в Большом театре начался поворот к новой культуре оформления спектакля.
Приступив к работе на театральной сцене, Головин сразу понял, что оформление обретет полноту звучания только в единстве с режиссерским постановочным замыслом. Его подход к роли художника соответствовал принципам и стремлениям К.С. Станиславского, поэтому их встреча была судьбоносной и неминуемой. Для Московского Художественного театра Головин оформил два спектакля – «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и «Отелло».
Софья Грачева, директор Музея МХАТ: «Головин был человеком многогранным и разносторонне талантливым: писал портреты, проектировал мебель, и самое главное для нас – был новатором в оформлении сценического пространства и в создании визуального образа актеров. К.С. Станиславский восхищался его эскизами, и мы надеемся, что и посетители нашей выставки смогут по достоинству оценить работы А.Я. Головина».
Наталья Поленова, директор музея-заповедника В.Д. Поленова: «Сам Василий Поленов считал, что «…сцена есть та удивительная площадка, на которой сливаются воедино все искусства: поэзия, и музыка, и живопись, и пластика, и хореография, сюда может взойти и архитектура, и все прикладные искусства, тут может быть и мимика, и атлетика и т. д.» Художник много занимался театром - начиная с домашних спектаклей и Частной оперы Саввы Мамонтова и до собственных постановок в своей усадьбе при участии сельских энтузиастов. Он также стоял у истоков создания Домов народного просвещения - своеобразных театральных лабораторий в Тарусе и в Москве. Личное актерское чувство сценического пространства побудило Поленова прийти к изобретенному им упрощенному методу постановки, так называемому «принципу единой картины». Принимая во внимание страстное увлечение Василия Поленова театральной деятельностью, сегодня мы смело можем назвать его также и театральным художником».
Представленные на выставке экспонаты расскажут о роли театра в жизни двух выдающихся художников. Посетители смогут увидеть живопись и графику из фондов музея-заповедника В.Д. Поленова и эскизы из фондов Музея МХАТ.
Выставка состоится в рамках проекта «Музейное лето в Туле» и будет открыта для посетителей музея-усадьбы «Поленово» с 5 июля по 29 сентября 2024 года.
Другие события
8 декабря в 17.00 в Доме-музее К.С. Станиславского состоится спектакль на основе двух пьес «С вечера до полудня» и «Затейник» В.С. Розова в постановке режиссера Т.В. Розовой.
6 февраля в 19:00 в Доме-музее К.С. Станиславского состоится спектакль «Ненаписанный акт Чайки» в постановке Ольги Ворониной. Эта история любовных отношений писателя и актрисы соткана из мн...