Изменения графика работы Дома-музея К.С.Станиславского в феврале
Уважаемые посетители!
Информируем вас об изменениях графика работы Дома-музея К.С. Станиславского в феврале:
 

Музей не работает:

12 февраля - до 15:30

14 февраля - до 19:30

15 февраля - с 13:00 до 15:00

16 февраля - с 14:00 до 19:00

19 февраля - с 13:00 до 15:00

20 февраля - до 17:00

21 февраля - до 17:00

22 февраля - с 13:00 до 15:00

23 февраля - выходной

Приносим извинения за доставленные неудобства.

Быть Качаловым

11 февраля — 16 марта
Быть Качаловым

ОПИСАНИЕ

11 февраля в Музее МХАТ в Зеленом фойе МХТ имени А. П. Чехова откроется выставка «Быть Качаловым». Навсегда связав свою жизнь с Московским Художественным театром в 1900 году, В.И. Качалов на протяжении  почти полувека был властителем дум ряда поколений его зрителей. Любимейший актёр русской интеллигенции, вызвавший восхищение А.П. Чехова и А.М. Горького. Творчество этого великого артиста связано с лучшими традициями русского театрального искусства, в которое В.И. Качалов внёс неповторимое, самобытное, новое, им рождённое, содержание. В том, как В.И. Качалову удалось охватить своим могучим даром гениальные творения А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Уильяма Шекспира, Иоганна Гёте, А.П. Чехова, А.М. Горького, А.А. Блока и В.В. Маяковского, всегда присутствовало и неотразимо воздействовало на зрителей его, качаловское, предельно чистое, отношение к жизни. В.И. Качалов невольно становился, подобно великим русским писателям, учителем жизни. Когда-то в далеком 1900 году на репетиции спектакля «Снегурочка», где В.И. Качалов репетировал Царя Берендея – одну из первых ролей на сцене Художественного театра, К.С. Станиславский воскликнул: «Вы – наш!». О «нашем», Московского Художественного театра, Василии Ивановиче Качалове расскажет эта выставка.

В 1924 году В.И. Качалов представил ответы на подробную анкету по психологии актёрского творчества, составленную театральной секцией Академии художественных наук.  В анкете было 67 вопросов. В основном ответы Василия Ивановича были очень лаконичны. Например, на вопрос «оказывает ли влияние на вашу актёрскую работу характер языка пьесы, его музыкальность, ритмичность», В.И. Качалов ответил: «Да». Или на вопрос «нет ли у вас каких-либо приёмов, позволяющих вызывать сценические эмоции», ответ – «У меня – нет». Лаконичное «никогда»   прозвучало в ответе на вопрос «во время антрактов и после спектакля не сохраняете ли вы невольно тон и осанку лица, вами изображаемого». На вопросы, касающиеся режиссуры, партнерства, отличии эмоций сценических от жизненных, актёр даёт очень подробные ответы, а иногда даже вступает в спор с анкетой.

В 1935 году К.С. Станиславский, поздравляя В.И. Качалова с юбилеем, написал ему: «Вы не можете жаловаться на судьбу, так как провели свою артистическую жизнь –  блестяще». И добавил: «Теперь под старость углубляясь думами и чувством в наше искусство, я прихожу к убеждению, что высший дар природы для артиста – сценическое обаяние, которое Вам отпущено сверх меры».

Возможно ли, «быть Качаловым», ведь Василий Иванович величайший артист первой половины XX века. Ему рукоплескали  Москва и Санкт-Петербург, люди приезжали из разных городов, чтобы попасть в Художественный театр на спектакль с участием артиста. Драматург В.С. Розов,  писал, что «Качалов –  это человек, который озарял целое поколение людей своим искусством, своим талантом, он ведь нас облагораживал, он нас поднимал на такие высоты, где дышится легко, где дышится озоном». В 1902 году – В.И. Качалов в это время, начинающий артист МХТ –  А.П. Чехов в письме к Л.А. Сулержицкому подмечает, что «Отсутствие Мейерхольда незаметно; в «Трёх сёстрах» он заменён Качаловым, который играет чудесно». А первый историк МХТ Н.Е. Эфрос вспоминал, что когда Василий Иванович исполнял роль Бранда в одноимённом спектакле, где кульминацией была сцена у церкви, где герой артиста «зажигал толпу пророческими словами» и «заражал толпу пламенным энтузиазмом». Когда закрывался занавес, участники этой массовой сцены  «целовали руки Бранду, забыв в нём Качалова, а сам он был потрясённый, и слёзы не раз текли по его бледному лицу с прилипшими ко лбу прядями волос».

Создатели выставки обратились к искусственному интеллекту, который ответил, что не существует универсальных рекомендаций, как быть Василием Качаловым, но есть сведения о некоторых его особенностях: Качалов считал, что нужно БЫТЬ внимательным к другим людям, деликатным тактичным и скромным; в работе Качалов БЫЛ требователен, но в обычной жизни отличался легкостью и комфортом для людей; актёр БЫЛ известен своей щедростью и не бросал коллег в сложных обстоятельствах; Качалов считал, что актёру надо БЫТЬ профессионалом и часто повторял, что актёру мало хорошо играть разные роли, он должен заново родиться в новой роли.

В.Я. Виленкин, доктор искусствоведения и профессор Школы-Студии МХАТ, который в течении 13 лет проработал секретарём В.И. Качалова, писал в своих воспоминаниях: «Многие думают, что к людям искусства и почему-то к актёрам – особенно) лучше не подходить слишком близко в жизни, что это рискованно и обычно грозит разрушением каких-то идеальных представлений, связанных с их творческим обликом. Это может быть и верно, но только в тех довольно редких случаях, когда большой талант не гармонирует с человеческими качествами, с личностью художника. И проявляется вопреки его мироощущению, склонностям, быту и складу ума… Но гораздо чаще такого резкого разрыва между талантом и личностью у больших художников не бывает. И есть среди них немногие, счастливые, всегда особенно любимые, у которых грани между творчеством и повседневной жизнью не существует вообще, у которых жизнь сливается с творчеством безраздельно и гармонически. Таким был Качалов».

На сцене Художественного театра В.И. Качалов сыграл более 55 ролей, практически все главные. На выставке посетители познакомятся с самыми важными ролями в карьере Народного артиста: Царь Берендей в пьесе «Снегурочка», Тузенбах и Вершинин в пьесе «Три сестры», Петр Трофимов в пьесе «Вишнёвый сад», Юлий Цезарь и Гамлет У. Шекспира, Бранд Г. Ибсена, Карено в пьесе «У врат царства», Анатэма Л.Н. Андреева, Ивана Карамазова и Николая Ставрогина в инсценировках произведений Ф.М. Достоевского и др.

О работе В.И. Качалова в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» расскажет выставка «Качалов – Чацкий», которая откроется в Доме-музее К.С. Станиславского в марте.

На выставке представлены эскизы декораций и костюмов спектаклей, дружеские шаржи, остроумные карикатуры авторства самого Василия Качалова, уникальные фотографии в жизни и на сцене, костюм Гаева из «Вишневого сада», бесценные фрагменты видеозаписей, предметы реквизита.

Адрес:
г. Москва, Камергерский переулок, дом 3, строение 1
м. Охотный ряд / м. Театральная / м. Площадь революции
Цена:
Билет — 100

Другие события

Литературный клуб для взрослых
Музей МХАТ приглашает на встречи «Литературного клуба для взрослых»
Спектакли «С вечера до полудня» и «Затейник» в Доме-музее К.С. Станиславского
08 декабря

8 декабря в 17.00 в Доме-музее К.С. Станиславского состоится спектакль на основе двух пьес «С вечера до полудня» и «Затейник»  В.С. Розова в постановке режиссера Т.В. Розовой.

Читка пьесы "Наедине со всеми"
24 февраля

24 февраля в 19:00 в Доме-музее К.С. Станиславского продолжится серия читок малоизвестных для широкой публики пьес «МХТ: репертуарная линия». Проект, подготовленный Школой-студией МХАТ.&nbs...

Читка пьесы «Унтиловск» Леонида Леонова студентами Школы-студии МХАТ
18 декабря
18 декабря в 19.00 студенты 3 курса Школы-студии МХАТ (мастерская Сергея Земцова и Игоря Золотовицкого) прочтут пьесу «Унтиловск» Леонида Леонова (реж. Арина Доленко).
А.П. Чехов и О.Л. Книппер. История любви
Более 800 писем написали друг другу Чехов и Книппер. Отношения менялись и интонации в письмах тоже. Что же скрывалось за ласковыми, нежными признаниями?
Мастер-класс по созданию театрального аромата "THEATRE LOVERS"
Ведущие мастер-класса расскажут о том, как сочетаются ароматы, и как аромат может передать любое настроение.