Быть Качаловым

ОПИСАНИЕ
11 февраля в Музее МХАТ в Зеленом фойе МХТ имени А. П. Чехова откроется выставка «Быть Качаловым». Навсегда связав свою жизнь с Московским Художественным театром в 1900 году, В.И. Качалов на протяжении почти полувека был властителем дум ряда поколений его зрителей. Любимейший актёр русской интеллигенции, вызвавший восхищение А.П. Чехова и А.М. Горького. Творчество этого великого артиста связано с лучшими традициями русского театрального искусства, в которое В.И. Качалов внёс неповторимое, самобытное, новое, им рождённое, содержание. В том, как В.И. Качалову удалось охватить своим могучим даром гениальные творения А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Уильяма Шекспира, Иоганна Гёте, А.П. Чехова, А.М. Горького, А.А. Блока и В.В. Маяковского, всегда присутствовало и неотразимо воздействовало на зрителей его, качаловское, предельно чистое, отношение к жизни. В.И. Качалов невольно становился, подобно великим русским писателям, учителем жизни. Когда-то в далеком 1900 году на репетиции спектакля «Снегурочка», где В.И. Качалов репетировал Царя Берендея – одну из первых ролей на сцене Художественного театра, К.С. Станиславский воскликнул: «Вы – наш!». О «нашем», Московского Художественного театра, Василии Ивановиче Качалове расскажет эта выставка.
В 1924 году В.И. Качалов представил ответы на подробную анкету по психологии актёрского творчества, составленную театральной секцией Академии художественных наук. В анкете было 67 вопросов. В основном ответы Василия Ивановича были очень лаконичны. Например, на вопрос «оказывает ли влияние на вашу актёрскую работу характер языка пьесы, его музыкальность, ритмичность», В.И. Качалов ответил: «Да». Или на вопрос «нет ли у вас каких-либо приёмов, позволяющих вызывать сценические эмоции», ответ – «У меня – нет». Лаконичное «никогда» прозвучало в ответе на вопрос «во время антрактов и после спектакля не сохраняете ли вы невольно тон и осанку лица, вами изображаемого». На вопросы, касающиеся режиссуры, партнерства, отличии эмоций сценических от жизненных, актёр даёт очень подробные ответы, а иногда даже вступает в спор с анкетой.
В 1935 году К.С. Станиславский, поздравляя В.И. Качалова с юбилеем, написал ему: «Вы не можете жаловаться на судьбу, так как провели свою артистическую жизнь – блестяще». И добавил: «Теперь под старость углубляясь думами и чувством в наше искусство, я прихожу к убеждению, что высший дар природы для артиста – сценическое обаяние, которое Вам отпущено сверх меры».
Возможно ли, «быть Качаловым», ведь Василий Иванович величайший артист первой половины XX века. Ему рукоплескали Москва и Санкт-Петербург, люди приезжали из разных городов, чтобы попасть в Художественный театр на спектакль с участием артиста. Драматург В.С. Розов, писал, что «Качалов – это человек, который озарял целое поколение людей своим искусством, своим талантом, он ведь нас облагораживал, он нас поднимал на такие высоты, где дышится легко, где дышится озоном». В 1902 году – В.И. Качалов в это время, начинающий артист МХТ – А.П. Чехов в письме к Л.А. Сулержицкому подмечает, что «Отсутствие Мейерхольда незаметно; в «Трёх сёстрах» он заменён Качаловым, который играет чудесно». А первый историк МХТ Н.Е. Эфрос вспоминал, что когда Василий Иванович исполнял роль Бранда в одноимённом спектакле, где кульминацией была сцена у церкви, где герой артиста «зажигал толпу пророческими словами» и «заражал толпу пламенным энтузиазмом». Когда закрывался занавес, участники этой массовой сцены «целовали руки Бранду, забыв в нём Качалова, а сам он был потрясённый, и слёзы не раз текли по его бледному лицу с прилипшими ко лбу прядями волос».
Создатели выставки обратились к искусственному интеллекту, который ответил, что не существует универсальных рекомендаций, как быть Василием Качаловым, но есть сведения о некоторых его особенностях: Качалов считал, что нужно БЫТЬ внимательным к другим людям, деликатным тактичным и скромным; в работе Качалов БЫЛ требователен, но в обычной жизни отличался легкостью и комфортом для людей; актёр БЫЛ известен своей щедростью и не бросал коллег в сложных обстоятельствах; Качалов считал, что актёру надо БЫТЬ профессионалом и часто повторял, что актёру мало хорошо играть разные роли, он должен заново родиться в новой роли.
В.Я. Виленкин, доктор искусствоведения и профессор Школы-Студии МХАТ, который в течении 13 лет проработал секретарём В.И. Качалова, писал в своих воспоминаниях: «Многие думают, что к людям искусства и почему-то к актёрам – особенно) лучше не подходить слишком близко в жизни, что это рискованно и обычно грозит разрушением каких-то идеальных представлений, связанных с их творческим обликом. Это может быть и верно, но только в тех довольно редких случаях, когда большой талант не гармонирует с человеческими качествами, с личностью художника. И проявляется вопреки его мироощущению, склонностям, быту и складу ума… Но гораздо чаще такого резкого разрыва между талантом и личностью у больших художников не бывает. И есть среди них немногие, счастливые, всегда особенно любимые, у которых грани между творчеством и повседневной жизнью не существует вообще, у которых жизнь сливается с творчеством безраздельно и гармонически. Таким был Качалов».
На сцене Художественного театра В.И. Качалов сыграл более 55 ролей, практически все главные. На выставке посетители познакомятся с самыми важными ролями в карьере Народного артиста: Царь Берендей в пьесе «Снегурочка», Тузенбах и Вершинин в пьесе «Три сестры», Петр Трофимов в пьесе «Вишнёвый сад», Юлий Цезарь и Гамлет У. Шекспира, Бранд Г. Ибсена, Карено в пьесе «У врат царства», Анатэма Л.Н. Андреева, Ивана Карамазова и Николая Ставрогина в инсценировках произведений Ф.М. Достоевского и др.
О работе В.И. Качалова в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» расскажет выставка «Качалов – Чацкий», которая откроется в Доме-музее К.С. Станиславского в марте.
На выставке представлены эскизы декораций и костюмов спектаклей, дружеские шаржи, остроумные карикатуры авторства самого Василия Качалова, уникальные фотографии в жизни и на сцене, костюм Гаева из «Вишневого сада», бесценные фрагменты видеозаписей, предметы реквизита.
Другие события
«Будущее, как известно, бросает свою тень задолго перед тем, как войти.» Эти слова из воспоминаний Ахматовой об итальянском художнике Амедео Модильяни могут служить эпиграфом к вечеру в Дом...
Задолго до изобретения звукозаписи был только один способ исполнения любимой музыки: выучить и играть ее своими руками. В особо счастливых случаях, если в доме или среди друзей были люди, в...