"И Пушкин вас поведёт..."
18 мая — 23 июня
ОПИСАНИЕ
Вопрос о сценичности / несценичности драматургии А.С. Пушкина поднимался уже во время первых постановок и до сих пор остается открытым. Сам автор оставил немногочисленные высказывания о своих драматических сочинениях, а исследования пушкиноведов касаются, скорее, литературной стороны пьес и почти не раскрывают зрелищную природу театральных текстов А.С. Пушкина. Выставка Музея МХАТ расскажет о сценической судьбе драматических произведений А.С. Пушкина в Московском Художественном театре и о спектаклях, поставленных о жизни и творчестве великого автора.
Впервые Художественный театр обратился к произведениям А.С. Пушкина в 1907 году – это была драма «Борис Годунов» в постановке Вл.И. Немировича-Данченко и В.В. Лужского, художником выступил В.А. Симов.
В 1915 году приступили к постановке пушкинских «Маленьких трагедий». Режиссировали цикл коротких драматических пьес А.С. Пушкина, задуманный во время Болдинской осени, сами основатели Московского Художественного театра – Вл.И. Немирович-Данченко («Пир во время чумы», «Каменный гость») и К.С. Станиславский («Моцарт и Сальери»), но в итоге афишу в качестве режиссера и художника единолично подписал Александр Бенуа. Его руководство постановкой не было номинальным, так как именно ему принадлежала идея объединить пьесы в трилогию, чтобы рассказать зрителям о том, «как борется человеческая душа с Богом, как борется она с другими душами, как побеждает их и как в конце концов оказывается безнадёжно проклятой, погибшей».
В 1994 году вновь Художественный театр обратился к «Борису Годунову» – произведению, созвучному историческому моменту, который поражал сходством с эпохой царя Бориса Годунова. Россия, повернувшая к демократии, погружалась в смутное время. Весь исторический фон своего спектакля режиссер О.Н. Ефремов отдал постановочной части: художнику-сценографу Б.А. Мессереру, художнику по костюмам Т.С. Глебовой и режиссеру по пластике С.М. Векслеру. Сценограф использовал изощренную машинерию сцены: двигались фрагменты пола, на которых возникали те или иные сцены, на подвесных спускающихся с колосников экранах возникали ремарки, обозначавшие время и место действия каждой сцены, а над подмостками выводились цветные проекции летописных рисунков. Т.С. Глебова создала костюмы, стилизованные по цветам и покрою одежды начала XVII века.
Выставка, которая будет открыта для посетителей Зеленого фойе МХТ им. А.П. Чехова с 18 мая по 23 июня, расскажет и еще об одной (неосуществленной) постановке «Бориса Годунова» Вл.И. Немировича-Данченко с неповторимыми эскизами И.М. Рабиновича, одного из знаковых художников эпохи авангарда, чьи эскизы редко экспонируются. У посетителей выставки будет возможность увидеть большое количество эскизов театрального художника-авангардиста с мировым именем.
Также выставка расскажет о спектаклях Московского Художественного театра, действие которых разворачивалось вокруг фигуры самого Александра Сергеевича Пушкина: «Последние дни» (1943) и «Медная бабушка» (1975). Эскизы декораций П. В. Вильямса к спектаклю «Последние дни» – одно из самых выдающихся творений художника на театральной сцене.
На выставке будут представлены эскизы декораций, костюмы, макеты спектаклей по произведениям А.С. Пушкина. Все эти предметы экспозиции расскажут о том, как герои произведений А.С. Пушкина оживали на сцене Московского Художественного театра в разные годы – с момента создания театра до наших дней.
Впервые Художественный театр обратился к произведениям А.С. Пушкина в 1907 году – это была драма «Борис Годунов» в постановке Вл.И. Немировича-Данченко и В.В. Лужского, художником выступил В.А. Симов.
В 1915 году приступили к постановке пушкинских «Маленьких трагедий». Режиссировали цикл коротких драматических пьес А.С. Пушкина, задуманный во время Болдинской осени, сами основатели Московского Художественного театра – Вл.И. Немирович-Данченко («Пир во время чумы», «Каменный гость») и К.С. Станиславский («Моцарт и Сальери»), но в итоге афишу в качестве режиссера и художника единолично подписал Александр Бенуа. Его руководство постановкой не было номинальным, так как именно ему принадлежала идея объединить пьесы в трилогию, чтобы рассказать зрителям о том, «как борется человеческая душа с Богом, как борется она с другими душами, как побеждает их и как в конце концов оказывается безнадёжно проклятой, погибшей».
В 1994 году вновь Художественный театр обратился к «Борису Годунову» – произведению, созвучному историческому моменту, который поражал сходством с эпохой царя Бориса Годунова. Россия, повернувшая к демократии, погружалась в смутное время. Весь исторический фон своего спектакля режиссер О.Н. Ефремов отдал постановочной части: художнику-сценографу Б.А. Мессереру, художнику по костюмам Т.С. Глебовой и режиссеру по пластике С.М. Векслеру. Сценограф использовал изощренную машинерию сцены: двигались фрагменты пола, на которых возникали те или иные сцены, на подвесных спускающихся с колосников экранах возникали ремарки, обозначавшие время и место действия каждой сцены, а над подмостками выводились цветные проекции летописных рисунков. Т.С. Глебова создала костюмы, стилизованные по цветам и покрою одежды начала XVII века.
Выставка, которая будет открыта для посетителей Зеленого фойе МХТ им. А.П. Чехова с 18 мая по 23 июня, расскажет и еще об одной (неосуществленной) постановке «Бориса Годунова» Вл.И. Немировича-Данченко с неповторимыми эскизами И.М. Рабиновича, одного из знаковых художников эпохи авангарда, чьи эскизы редко экспонируются. У посетителей выставки будет возможность увидеть большое количество эскизов театрального художника-авангардиста с мировым именем.
Также выставка расскажет о спектаклях Московского Художественного театра, действие которых разворачивалось вокруг фигуры самого Александра Сергеевича Пушкина: «Последние дни» (1943) и «Медная бабушка» (1975). Эскизы декораций П. В. Вильямса к спектаклю «Последние дни» – одно из самых выдающихся творений художника на театральной сцене.
На выставке будут представлены эскизы декораций, костюмы, макеты спектаклей по произведениям А.С. Пушкина. Все эти предметы экспозиции расскажут о том, как герои произведений А.С. Пушкина оживали на сцене Московского Художественного театра в разные годы – с момента создания театра до наших дней.
Адрес:
г. Москва, Камергерский переулок, дом 3, строение 1
м. Охотный ряд / м. Театральная / м. Площадь революции
Цена:
Входной билет — 100
Другие события
А.П. Чехов и О.Л. Книппер. История любви
Более 800 писем написали друг другу Чехов и Книппер. Отношения менялись и интонации в письмах тоже. Что же скрывалось за ласковыми, нежными признаниями?
Вечер в честь Павла Владимировича Массальского
04 сентября
4-го сентября в день 120-летия Павла Владимировича Массальского, Народного артиста СССР, выдающегося мхатовца, артиста советского кино в Доме-музее К.С. Станиславского (Леонтьевский переулок, д.6, стр.1) пройдёт вечер...
Литературный клуб для взрослых
Музей МХАТ приглашает на встречи «Литературного клуба для взрослых»
Мастер-класс по созданию театрального аромата "THEATRE LOVERS"
Ведущие мастер-класса расскажут о том, как сочетаются ароматы, и как аромат может передать любое настроение.
"Внесистемные: Мейерхольд, Вахтангов, Чехов"
Данная лекция - это не просто разговор об истории Московского Художественного Театра, а уникальная возможность поразмышлять над тем, что такое Система Станиславского.
Играем в сказку
Музей МХАТ приглашает на мастер-классы по театральному искусству